Канку
Канку
Ката Канку - японская версия окинавского ката Кушанку (Kushanky kata). Кушанку (Косокун, Кван Шанфу) был китайским знатоком боевых искусств. В 1756 году он прибыл на Окинаву по поручению китайского императора династии Цин. У Кушанку было два ученика: Татан Яра (Китаяра) и мастер тодэ Сакугава. Он обучил обоих особому ката, которое впоследствии было названо его именем и включено почти во все стили окинавских боевых искусств. Однако Сакугава изменил изначальный вариант ката Кушанку. Позднее на основе Сукугава-но Кушанку возникли различные версии Сюри-тэ.
Итак, с самого начала были известны два варианта ката Кушанку: Сакугава-но Кушанку и Татанъяра-но Кушанку. Оба варианта этого ката оказали огромное влияние на окинавское каратэ. Едва ли какие-нибудь другие китайские техники боевого искусства оказали такое же сильное влияние на окинавские стили Сёрин-рю, как это ката.
Сакугава-но Кушанку.
Мастер тодэ Сакугава изменил ката Кушанку, руководствуясь своими взглядами на боевое искусство. Так, он исключил из этого ката многие сложные, изощренные удары, наносимые в жизненно важные точки, заменил их более простыми приемами. Он обучил этой разновидности ката Мацумуру Сокона, и благодаря Сокону эта ката вышла в арсенал школы Итосу. Позднее под названием «Итосу-но Кушанку» она стала известна мастерам Фунакоши, Мабуни и Тибане и вошла в другие стили каратэ.
Татанъяра-но Кушанку.
Яра считался официальным приемником Кушанку. Он долгое время прожил в Китае, где изучал боевые искусства «внутренней школы» (Цигун), и потому мог понять хитроумные приемы китайского боевого искусства, которым обучал его Кушанку. Ему было намного легче, чем мастерам тодэ, постигать эзотерический смысл ката. Яра не внес никаких изменений в ката, которому обучил его Кушанку, и в первоначальном виде передал его своему преемнику Къяну Тётоку (Киятакэ). Прежде этот вариант ката Кушанку назывался «Татанъяра-но Кушанку», а теперь известен под названием «Куниёси-но Кушанку». Данная ката оказала заметное влияние на такие стили как Мацубаяси-рю, Сёбаяси-рю и Иссин-рю.
Канку-дай (Kanku-dai) «Созерцание небес»: в Японии это основная форма старинной ката «Кушанку». В японских стилях каратэ утвердилось ката Итосу-но Кушанку. Считается, что Итосу взял Кушанку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пинан). В Японии его популяризировали такие мастера, как Мабуни Кэнва и Гитин Фунакоши. Впоследствии оно укоренилось во всех стилях каратэ, родственных стилям Сёрин-рю и Шотокан; впрочем, оно претерпело при этом некоторые изменения.
Название «Канку» ввел в 1930-е годы мастер Фунакоши. Помимо «Канку-дай» в Японии стали практиковать ката «Канку-шо». Однако Фунакоши не считал последнюю ката характерной для своего стиля (ката Канку-шо была включена в стиль Шотокан учениками Фунакоши). Именно Канку-дай считается основной ката Шотокана. И неудивительно: приемы, выполняемые в быстром и медленном темпах, требуют от каратэки силовой динамики, расслабления и напряжения мышц тела, умения менять направления движения, выполнять технику в прыжке и при приземлении. Ката «Канку-дай» содержит обширный арсенал технических приемов и демонстрирует очень разнообразный боевой стиль. Кроме того, она включает разные виды движений, причем медленные движения чередуются с быстрыми. Ката учит правильно чередовать энергичные силовые приемы с мягкими, а так же медленный ритм с быстрым. Психологическая основа этой ката заключена в равновесии противоположностей. Ката демонстрирует единство мироздания, подверженного естественной череде перемен, поэтому данное ката называется «Канку», то есть «взгляд в небеса». Дословно «канн» означает «наблюдать», а «ку» – «небо» или «пустота». Начальное движение этого ката - треугольник, сложенный руками над головой. подняв взгляд, можно увидеть в этом треугольнике небо. Термин «дай» означает «большой» и подчёркивает длину ката, силу и мощь, необходимые для его исполнения.
Это любимая ката мастера Фунакоши - именно Канку-дай демонстрировал Фунакоши во время показательных выступлений в штаб-квартире и главном тренировочном зале дзюдо Кодокане. Мастер считал, что в этой ката зашифрована вся основная техника Шотокана.Одна из самых длинных ката в стиле Шотокан. Работая над Канку Дай, можно развить динамику силы, обрести гибкость, научиться вращениям, прыжкам и приземлениям. Канку Дай также способствует развитию выносливости и умению быстро менять направление движений. Считается, что овладев этим ката, можно научиться противостоять разнообразным атакам многочисленных противников, идущих с четырёх и даже с восьми сторон, поскольку в этом ката часто изменяется направление движения. Основной направленностью Канку Дай является чередование силы и скорости с мягкостью и плавностью.
Два киай в Канку Дай распределены следующим образом: первый - в конце первой дорожки на ударе чудан-нукитэ-дзуки, второй - в конце ката на чудан-ни-маэ-тоби-гери. Эмбусэн (рисунок) представляет собой форму l, с вертикальной линией, выходящей за верхнюю горизонтальную линию. Ката содержит 65 движений и исполняется приблизительно полторы минуты. Канку Дай требуется для продвижения от 2 кю к 1кю (в зависимости от аттестационной программы школы).
Канку Шо.
Канку Шо (Kanku Sho) – «Взгляд в небо» - это малая форма ката Канку дай. Создана мастером Итосу. Практикуется не только в Шотокане. Канку Шо не может изучаться пока каратэ-ка полностью не освоит все техники заложенные в Канку Дай. Одно из главных отличий Канку Шо от Канку Дай заключается в приёмах атаки: в Канку Дай атака производится на уровне джодан (верхний уровень), в Канку Шо – на уровне чудан (средний уровень). Начало у Канку Шо не слишком впечатляет, но это с лихвой компенсируется последующим развитием техник. Словно художник, который выставляет картины от красивой к совершенной, Канку Шо раскрывается, продвигаясь от простых техник к сложным, оставляя под финал самый эффектный приём.
Канку-шо (Kanku-sho): разновидность ката Кушанку, созданная мастером Итосу Ясуцунэ. Мастер Тибана Тёсин перенял ката «Кушанку-шё» и усовершенствовал её. Она является одной из основных ката стиля Кобаяси-рю. Для стиля Шотокан эта ката не так характерно, как Канку-дай, она была включена в этот стиль учениками Фунакоши.
Термин "Sho" означает «меньший» и относится как к длине ката, так и к силе необходимой для её выполнения. И всё же, несмотря на это Канку Шо является очень сложным комплексом. Резкие смены направления атак, вращения, прыжки (по сложности не уступающие, и даже превосходящие прыжки в Канку Дай) – всё это сосредоточено в очень малом количестве движений. Развивая техники, использованные в Канку Дай, Канку Шо построена на превосходном владением равновесием, скоростью, силой и способностью быстро расслаблять незадействованные для выполнения приёма мышцы. Умение чередовать силу и скорость с мягкостью и плавностью очень важно для выполнения этой ката. Потому что только в этом случае каратэ-ка сможет сохранить дух Канку Шо на протяжении всего её исполнения. В противном случае элементы окажутся смазанными и потеряют всю свою мощность и красоту. А выполнение ката превратиться в «бег» до финального «киай».
Два киай в Канку Шо распределены следующим образом: первый - в конце первой дорожки, второй - на последнем движении ката. Ката содержит 47 движений и исполняется приблизительно одну минуту.
Канку Шо требуется для продвижения от 1 кю ко 2 дану (в зависимости от аттестационной программы школы).
