Доги
КАРАТЭГИ – одежда для занятий каратэ
Кэйкоги (稽古着 или 稽古衣) — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги — костюм, одежда). Синонимом слова кэйкоги является слово доги — одежда для занятий Будо. Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги: кэйкоги для каратэ называется — каратэги (空手着 или 空手衣).
Значение каратэги
В соответствии с традицией все каратэка занимаются в додзё в специальной одежде. Очень часто эту одежду называют кимоно, однако, в японском языке слово «кимоно» означает национальную японскую одежду вообще, в отличие от европейской, которую японцы называют «ёфуку». Существует множество разновидностей кимоно: мужские и женские, верхние и нижние, домашние и спальные, летние (хитоэ), осенние (авасэ) и зимние (косодэ). Все кимоно представляют собой прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону и у мужчин, и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют захлест обычного кимоно поясом на бёдрах, завязывая особый узел спереди, на боку справа или сзади. Поверх кимоно в холода носят «хаори». На праздничном хаори ткут (или печатают краской) пять «мондокоро» –фамильные гербы «мон». Такими же мондокоро всегда украшают праздничное кимоно.
Кимоно для спортивных занятий получило общее название «ги» или «доги». Кимоно для каратэ, каратэги, состоит из трёх частей: куртки, штанов и пояса. Все каратэка, независимо от их уровня, обязаны надевать на занятия чистые (обычно белые) каратэги (из хлопка или смешанной ткани), которые должны быть аккуратными, выстиранными и поглаженными. Не допускается никаких разноцветных - красных, синих или зеленых ги, из атласа или с поясами на резинке. Допускается мон чуть выше сердца, чтобы показать общую принадлежность всех каратэка к стилю, школе, направлению. Мон – это знак подчинения каратэка правилам и требованиям единой организации. От всех остальных форм одежды ги отличается тем, что обеспечивает каратэка необходимую свободу движений.
Каратэги - это неотъемлемая обязательная часть тренировочного процесса. К занятиям каратэ в обычном спортивном костюме допускаются только вновь принятые ученики, ещё не определившиеся, будут ли они продолжать обучение каратэ. В некоторых школах право ношения каратэги – это признание ученика членом школы, и каратэги вновь принятому ученику позволяется одеть только после определённого экзамена. В других школах ношение каратэги требуют уже с первых занятий, как обязательную форму одежды для тренировки. В любом случае, человек, пришедший в клуб или школу каратэ и принявший решение о начале или продолжении изучения боевого искусства, тем самым подтверждает свое намерение приобщиться к философии, культуре и традициям этого боевого искусства. Ношение каратэги и обеспечение соответствующего ухода за ним – одна из традиций каратэ.
В настоящее время в розничной торговле выбор каратэги очень велик, а количество вариантов по соотношению цена-качество – ещё больше. Поэтому важно выбрать каратэги грамотно, обеспечив себе возможность думать на занятиях о качестве выполнения технических действий, а не о тех неудобствах, которые может доставлять неверно подобранное каратэги. Учитывая технические особенности каратэ, при выборе каратэги следует помнить, что оно должно быть сшито из гладких, достаточно прочных и легких материалов. Стандартный вес каратэги для тренировок составляет 8-10 унций (1унция = 28,35 граммов), а для соревнований — 12-14 (для сравнения, вес кэйкоги для тренировок дзюдо — 12-16 унций). Для тренировок предпочтительнее каратэги из чистого хлопка, этот материал экологичен, хорошо впитывает пот и пропускает воздух, имеет оптимальное сочетание прочности и легкости. Однако, хлопковое каратэги имеет тенденцию «садиться» при стирке, и усадка может составлять до 10%. Каратэги с добавлением синтетики таких недостатков не имеет. При этом оно обычно дольше сохраняет белый цвет. Смешанная ткань делает каратэги более аккуратным, улучшая визуальное восприятие владельца. Кроме того, при выборе плотности материала каратэги, следует учитывать условия, в которых проходят занятия: летом, в душном зале - тонкое каратэги, в том же зале, но зимой или летом, но на улице - плотное каратэги.
В различных федерациях каратэ требование к внешнему виду каратэги могут отличаться, так что перед покупкой следует уточнить, какое именно каратэги следует приобрести. Чаще всего в продаже встречаются традиционное каратэги — это куртка длиной несколько ниже бёдер с рукавами до запястий и штанами до щиколоток. Кэйкоги для каратэ бывает двух цветов: чёрное и белое. Во многих школах каратэ чёрное каратэги допускается только для инструктора или учеников высших кю, начинающие - всегда ходят в белом.
ОБИ — пояса в каратэ
Оби (帯) — это пояс, который служит для того, чтобы удерживать запахнутой одежду для занятий – каратэги. Оби в каратэ завязывают строго определенным способом вокруг талии. Оби – это важная часть каратэги. Оби не только показывает уровень подготовки каратэка. Узел пояса должен находиться точно посредине живота. Повязанный с надлежащей силой оби позволяет почувствовать сжимание мышц живота во время концентрации. Во время фокусирования живот должен давить на пояс так, чтобы под него было трудно просунуть руку.
Но значение Оби гораздо больше, чем просто быть «завязкой». Оби еще имеет символическое значение. Для тех, кто занимается каратэ, его пояс, это символ упорных занятий и усилий на тренировках. ОБИ должен быть высушен, но не постиран, так как он символически содержит впитанный дух ваших усердных тренировок.
Первый символический аспект оби — цвет. Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белого, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего (пурпурного), коричневого и черного. Эти цвета также обозначают главенство. Такой формат отношений установленной системы поясов поддерживается во многих Додзё. В некоторых стилях вводятся дополнительные цвета поясов (красные, фиолетовые, и другие), различные отличительные полоски.
Откуда же возникло различие в цветах поясов и что символизирует тот или иной цвет? Каков философский аспект заключен в цветовой гамме поясов? Какие исторические предпосылки предшествовали такой градации рангов?
Поскольку иерархия школ каратэ возникла из структуры самурайских кланов, этим объясняется историческое значение и символическое влияние цвета пояса в иерархической лестнице. Все школы боевых искусств, как и правящие кланы, имели свои «генеалогические книги», где воспроизводилась «цепь» правителей – Сёгунов и их придворных – «цепь» учителей и их учеников. Поэтому принадлежность человека к тому, или иному клану или к «традиции» боевых искусств, можно было проверить по ношению герба соответствующего клана или школы. Цвет пояса служил отличительной чертой приближенности к главе клана в иерархической лестнице. В сущности, эта система оценивала первоначально не техническое мастерство людей, а их приближённость к духовному центру школы. Первоначально эта система применялась во всех школах боевых и других искусств, но затем была оттеснена системой оценки мастерства, при которой после прохождения теоретического, физического и технического экзамена присваиваются пояса и степени (даны и кю).
Часто можно услышать рассказы что, когда кто-то начинает изучение каратэ, ему разрешают носить белый оби (пояс). Пояса никогда не стирали, как символ тяжелого труда, вкладываемого каждый день в тренировки. Через некоторое время белый пояс от пота, пролитого на тренировках, становится желтым. Еще через некоторое время от кровавых мозолей пояс принимает более темную оранжевую окраску. После многих месяцев тяжелых тренировок в додзё или на природе, пояс становится зеленым под цвет травы и листвы. Еще через некоторое время от впитанного пота пояс линяет, а от солнца выцветает и принимает светло серую, почти голубую окраску, которая постепенно темнеет и переходит в серо-синий или пурпурный цвет. После нескольких лет занятий пояс становится коричневым. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно темнеет и становится черным. Черный пояс означает, что человек старательно изучал каратэ много лет. Если каратэка посвятил изучению боевых искусств всю свою жизнь, то его оби сначала продолжает темнеть, а потом начинает изнашиваться и выцветать и постепенно светлеть (белеть). В этом и заключается бесконечность обучения и движение по спирали на пути к совершенству.
Другое пояснение цветовой гаммы оби.
Белый — это сложное смешение красного, зелёного и синего спектральных цветов, это самый наполненный (яркий) цвет цветовой гаммы – оттенок равен 0, поэтому считается, что это цвет чистоты и невинности, цвет начала всех начал. Он указывает, что ученик, его сознание и дух «не заполнены» относительно духовных аспектов каратэ-до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет — это цвет новичка, того, «чья чаша знаний свободна».
Желтый — это цвет начала весны, солнца, цвет света, цвет богатства. Желтый оби указывает на того, кому «начал сиять свет нового дня». Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки отдалились от «абсолютной пустоты», неизменно крепнут и растут.
Оранжевый – цвет конца весны, цвет яркого полуденного солнца, цвет огня. Оранжевый оби означает, что ученик продвинулся в изучении карате с момента получения желтого пояса. Оранжевый оби показывает, что человек проявляет пламенное пристрастие к постижению каратэ.
Зеленый — это цвет начала лета, цвет травы и лесов, цвет роста. Зеленый оби указывает на тех учеников, которые начали поглощать свет, впитывать его, наполняться им и получать жизненно необходимые знания, как растения жизненную силу при помощи фотосинтеза, тех учеников, у кого навыки и дух начинают расцветать и готовы приносить плоды.
Светло-синий — это цвет середины лета, цвет безоблачного знойного неба, цвет многих полевых цветов, являющихся плодами развития растений. Этот цвет показывает, что его обладатели уже начинают понимать суть каратэ и выполнять большую часть базовой техники каратэ.
Синий (фиолетовый) – цвет конца лета, цвет океана, цвет вечернего неба. Синий оби указывает на тех, кто начинает набираться не только силы и умений, а еще и мудрости. Синий пояс – первый пояс старшего ученичества. Получение синего пояса означает овладение базовой техникой, отныне он будет в меньшей степени изучать технику, а в большей ее совершенствовать.
Коричневый — это цвет осени, цвет земли, цвет стволов деревьев, цвет надежной опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной. Чье сознание плодородно и дух крепок. И не случайно коричневый оби постепенно превращается со светло-коричневого в темно-коричневый, что символизирует начало осени, затем середину (золотую пору) и конец осени, когда природа (деревья, травы и другая растительность) очищается от бремени прежних достижений и готовится к новым свершениям и дальнейшему росту.
Черный — спектрально это тот же белый цвет, но очень малой интенсивности. С повышением интенсивности он плавно, через тона серого переходит в белый. Объединение всех пассивных (субтрактивных) цветов спектра дают черный цвет. Этот цвет указывает на тех, кто смог преодолеть первые препятствия, в начальные годы изучения каратэ. Черный — это цвет начала зимы, цвет ночи. Он показывает, что первый период, который начался с желтого оби, закончен, и наступает новый цикл. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале — ДО, своего Пути мастерства в боевых искусствах. В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует чистоту, ученичество, молодость. Чёрный цвет (чёрный пояс) символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.
Цвет пояса привязан к значению степеней мастерства. В карате существует два типа рангов: Кю (級 по-японски «степень, ранг») и Дан (段 «уровень, ступень») – ученические и мастерские степени. Оба слова, и кю, и дан, в переводе с японского означают слово ранг, уровень. Градация кю применяется к ученикам и исчисляется сверху-вниз, т.е. самый низкий уровень – 10-й кю, самый высокий – 1-й. Количество степеней кю отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также других школах японских боевых искусств. Так, например, в айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ обычно от 10 до 1 кю. Выше ученических степеней идут уже мастерские уровни – Дан. Значения уровня Дан противоположно значению Кю: чем больше степень дан, тем выше мастерство. В каратэ всего 10 степеней Дан.
Носителей Кю в Японии называют «Му дан ся» (無段者) — «тот, у кого нет дана», а достигший степени первого дана называется «Сё дан ся»(«Шо дан ся») (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие Дан выше первого — «Ю дан ся» (有段者) — «тот, у кого есть Дан».
Обладателя первого или второго Дана, в подчиненности старшему мастеру, обычно называют Сэмпай (яп. 先輩), обладателя 3-го и 4-го дана — Сэнсэй (яп. 先生). Обладатели с 5-го Дана по 7-ой дан — Шихан (яп. 師範). Обладатели 8-го и 9-го Дана — Ханси (Ханши). Обладателя 10-го Дана — Мэйдзин. Для черных поясов с 5-го Дана, которые совершенствуются в учительской карьере служит градация рангов на Ренси (錬士, буквально - «закалённый воин», инструктор, человек высоких моральных качеств «тренирующийся мастер»). Затем идет ранг — Киоси или Кёси (教士, буквально - «наставник воинов», старший инструктор, «Большой Учитель», «Обучающий Мастер»). Следующий ранг — Ханси (範士, буквально - «опытный боец», «учитель, достойный подражания» — большой мастер в боевых искусствах, пример для всех Мастеров). Все эти три титула могут принадлежать только мастеру уровня Шихана, которые являют собой образец мастера Каратэ. Шихан также может быть Учителем учителей, тех, кто является обладателями Черных поясов но стоит рангом ниже его. Выше чем Ханси по иерархии рангов в Будо находится только Мэйдзин (名人, буквально - «Великий мастер»).
Интересным является тот факт, что степени дан и кю используются также и в японских играх го, рэндзю и сёги, а также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии тядо. Собственно, термин дан изобретен Хонинбо Досаку, профессиональным игроком в го в период Эдо. А система рангов в Японии была введена с июня 1901 года по предложению основателя Дзюдо Дзигоро Кано Японской общественной организацией Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会 - «Общество Воинской Добродетели Великой Японии», созданной выдающимися мастерами боевых искусств (будо) в 1895 г. в Киото).
В каратэ ступени кю и дан были внесены в 1924-1926гг. Гитином Фунакоши, который перенял систему ученических и мастерских степеней, разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято в японской системе поясов дзюдо).
Получение степени первого дана – большое событие в жизни любого каратэка. С одной стороны первый дан – признание мастерства, с другой – это лишь начало настоящего обучения каратэ. Как в школе: когда все буквы выучены открывается возможность учиться читать и писать, открывается широкое поле деятельности и самосовершенствования. Ученики уровня 1-го и 2-го дана носят названия сэмпай - «старшие ученики».
Черный пояс, как правило — именной. На нем вышито имя владельца и иногда его Дан. Технология изготовления черных поясов отличается от всех остальных, цветных. В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь, и поэтому он шьется очень толстым и прочным. Цветные пояса являются просто покрашенной тканью, черный пояс — не красится. В его основе лежит белый пояс, обшитый поверх тонкой шелковой черной тканью. По мере постоянных, продолжительных и интенсивных тренировок черная ткань поверхности оби истирается и рвется, сначала мало, потом все больше. Часто можно видеть, что у многих мастеров черная ткань сильно потерта и мало выделяется на белом поясе мастера. Сильная потертость пояса — это свидетельство активных тренировок и большого усердия, а не неопрятности. Когда черная ткань полностью сойдет, и останется чистый белый пояс — считается, что человек достиг вершин Мастерства и готов к новому витку постижения знаний на бесконечном пути к совершенству.
Для надписей на концах поясов обычно используется Кандзи (漢字 - «ханьские буквы»), Хирагана и/или Катакана. На конце пояса, который располагается справа пишется имя (фамилия), и иногда — ранг. На левом конце пишется название стиля или ассоциации. Традиционно общим цветом для надписи служит желтый (золотой) или красный цвета. Иногда цвет надписи может обозначать ранг. В некоторых школах стандартизованы цвета, обозначающие ранги Юданся. Белый цвет обозначает ранг первого и второго дана, желтый – обозначает третий и четвертый даны, и красный цвет от пятого дана и выше.
Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную базовую технику каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Обычно для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, изначально для того чтобы получить третий дан требовалось куда больше времени. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш призовых мест на соревнованиях национального или международного уровня.
Обладателями четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится люди, у которых каратэ является смыслом всей жизни и основной профессией. Они преподают в лучших школах и гордо носят звание Сенсэй (先生 — «рождённый раньше», старший, учитель). В японских традициях Сэнсэй — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку.
Мастера следующих двух степеней (обычно не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют Канчо — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и, как правило, не проводят тренировок.
Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости Будо, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.