Ката
Ката (型) — формальные упражнения, представляют собой совокупность стоек, боевых приемов и передвижений, связанных между собой логической последовательностью и выполняемых в различном темпе и с различной степенью напряжения. В ката поединок носит имитационный, воображаемый характер. Ката можно сравнить с боем с тенью, отрабатываемым боксерами на тренировках, т. е. с боем с воображаемым противником (противниками).
Четыре элемента ката:
- бункай (分解) — анализ;
- оё (応用 о:ё:) — применение;
- хэнка (変化) — вариации;
- какуси (隠し) — скрытность.
Ката, - в переводе с японского «форма» или «образ», - технические комплексы приемов традиционного каратэ. Основная цель Ката – совершенствование психологических характеристик занимающегося, достижение полного самоконтроля через реализацию достигнутого в Кихоне. Ката - это, в какой-то степени, история боевого искусства, которое нужно уметь понимать, чтобы постичь его сущность. Раньше ката называли «бесконечными сокровищами», так как рассматривали как настоящие ключи для познаний. Можно представить каратэ-до как начальный путь, в котором ката - это самое главное из всего, что есть в каратэ, так как ката по своей сути - не только набор разнообразных движений, но также генератор определенного состояния. Само существование Каратэ-до невозможно без существования ката.
В первую очередь ката - это воображаемый бой с тенью. Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратэ-ка встает в позицию Йой. Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратэ-ка подчеркивает свои действия Киай. Каждая ката начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной траектории. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, где и начиналась.
Существуют ката для начинающих (где все движения предельно простые и ясные), для подготовленных каратэ-ка (когда уже необходимо выполнять более сложные технические элементы и их соединения) и высшие ката, к которым подходят только после долгих лет обучения, так как их движения уже наполнены глубоким внутренним содержанием.
Ката - суть каратэ-до, смысл в их изучения - в борьбе с самим собой. Невозможно добиться прогресса в искусстве каратэ-до без глубокого изучения ката, однако тренироваться только в ката недостаточно, параллельно следует добиваться прогресса в КУМИТЭ, чтобы никогда не терять контакта с реальностью. Практикуя исключительно изучение ката, крайне сложно научиться учитывать реакцию противника, его силу, скорость и т.д. Только большой специалист, в высшей степени освоивший ката, может вызвать в своем воображении условия реального боя и правильно учесть все его составляющие.
Для начинающих, до 1-го КЮ, обычно вполне достаточно основных ката – ката серии ТЭЙКИЁКУ, ХЭЙАН. Черный пояс (1-ый ДАН) добавляет сюда ТЭККИ ШОДАН, БАССАЙ-ДАЙ, КАНКУ-ДАЙ, ЭНПИ, ДЗИОН. Другие ката представляют интерес для освоения более высокого уровня. Бесполезно учиться поверхностно исполнять большое количество ката - следует стараться достичь прогресса в нескольких основных ката, далее другие не покажутся совершенно новыми, поскольку в них заложены те же технические действия, скомбинированные по-иному. Каждый специалист в течение всей жизни как правило шлифует лишь одну Токуй-ката (любимую ката). Это единственный способ действительно «постичь» ката; прогресс в других ката придет параллельно. Запоминание порядка выполнения технических действий в ката - это только начало, а не стадия «познания».
Ката не выполняется вне времени, каждая ката имеет свой собственный ритм и темп, которых при начальном изучении следует строго придерживаться. Только гораздо позже, повторив ката сотни раз, можно позволить себе иметь какую-то свою точку зрения, несколько изменить этот ритм, однако не отклоняясь принципиально от основной темы. Ката можно считать освоенной лишь тогда, когда она «протекает» гармонично и без усилий, когда исполнитель действует настолько естественно, что сторонний наблюдатель тоже представляет себе происходящий бой. Ката представляет собой не просто более или менее быструю смену движений, даже хорошо отработанную, в ней должна быть жизнь, убедительность, каждый жест, как и каждая остановка должен быть обусловлен общей связью и выполняться в нужный момент. Никогда не следует полностью расслабляться во время выполнения ката. Даже в течение «мертвого интервала времени» дух должен оставаться в состоянии Заншин. Все действия выполняются в твердой уверенности, что одна-единственная ошибка равносильна смерти. Линия взгляда должна лежать в горизонтальной плоскости, никогда не следует опускать глаза, даже во время поворота, чтобы поле зрения было как можно шире, взгляд не фиксировался на какой-то определенной точке.
Каждая ката имеет в своем составе два действия, исполнение которых обязательно сопровождается Кэнсэй. Нужно быть «наполненным Киай» на протяжении всего ката, но «испустить» Кэнсэй, то есть громко крикнуть, следует дважды в заданные моменты. Крик должен быть коротким и сильным. В этот момент не следует опускать глаза (что происходит рефлекторно). За исключением некоторых строго определённых связок, после Киай не следует немедленно продолжать действие, а нужно секунду оставаться на месте, «продолжая» удар ментально.
Варианты исполнения ката:
1. Медленно и расслабленно: для изучения ката или для разминки перед тренировкой;
2. Быстро и расслабленно: чтобы научиться передвигаться быстро и в правильных стойках следует сконцентрировать внимание на перемещении ступней и таза, эта также высшая стадия разминки (ускорение ритма работы сердечно-сосудистой системы)
Два этих способа исполнения ката требуют незначительных физических усилий и могут служить ежедневной зарядкой, это единственный способ приучить тело к правильному выполнению ката.
3. Быстро, с Кимэ «один на один»: к этому этапу следует перейти, когда четко усвоен план ката. Каждое движение выполняется отдельно: атаки резкие, блоки живые, с мощным кимэ при каждом контакте, каждое техническое действие должно сопровождаться максимальной концентрацией физической и психической энергии.
4. Быстро, с Кимэ, с боевой скоростью: к предыдущей форме исполнения добавляется обязательное ощущение боя. Для начала связывается техника одной и той же группы (например, защиту и контратаку), затем выполняется ката от начала до конца. Это самая кропотливая и долгая работа, поскольку нужно стремиться к совершенству формы;
5. Медленно и с мышечным напряжением: в этой манере, с шумным и открытым дыханием, выполняются ката, чтобы развить мышечные группы и укрепить сердечную мышцу;
6. Медленно вдумчиво: с максимальной концентрацией на технике и использованием только силы живота;
7. С предметами или отягощениями: чтобы развить мышцы и выработать выносливость, можно выполнять ката с боевой скоростью, держа в руках Гяси или маленькие гантели весом 2,5 кг. Каждое движение сопровождается Кимэ. Можно также нагрузить ступни отягощениями, выполнять перемещения с сидящим на плечах партнером или с удерживаемой обеими руками палкой (колющий удар в атаке, рубящий в защите), можно использовать Саи, и т.д. Эти варианты интересны и очень полезны для выработки правильной формы ката. После такой тренировки мускулатуры обязательно нужно один-два раза повторить ту же ката впустую, мягко, без Кимэ.
Полный сеанс тренировок в ката, проводимый для выработки силы и скорости должен иметь такую последовательность:
- 6 повторений, выполняемых гибко, медленно и с полным расслаблением;
- 10 повторений «один на один», с Кимэ;
- 10 повторений с боевой скоростью;
- серия из двух или трех повторений ката, выполняемых медленно и с полным расслаблением;
- одно-два повторения ката с гантелями, палкой и т.д. - одно-два повторения ката, выполняемые гибко.
Повторять одну ката менее пятнадцати-двадцати раз - значит беречь себя от физического и умственного утомления, то есть сознательно лишить себя возможности работать полно и глубоко.
Очень важен предшествующий выполнению ката церемониал, который является составной частью ката, поскольку такая форма поведения - обязательна. Каждая ката начинается с естественной стойки (Шизэнтай). Далее соединяются ступни ног и медленно выполняется приветствие (Рицу-рэй) в направлении обозначающем главную ось ката (если упражнения будет выполнено перед экзаменатором, приветствие направлено в его сторону). Выпрямившись, не спеша принимается стойка Хачиджи-дачи, кулаки сжаты перед корпусом.
По завершении ката на последнем «этапе» сохраняя дух Заншин, представляя себе последнего противника и наблюдая все «поле битвы» нужно медленно вернуться в позицию ЁЙ, затем правильно выполняется приветствие (Рицу-рэй) в том же направлении, что и перед началом исполнения ката.