Шотокан каратэ-до
Начало
В апреле 1901, благодаря инициативе мастера Итосу, То-Тэ было включено в программу физического воспитания в Дзиндзо-Кото-Сё-Гако (Jinjo-Koto-Sho-Gako - Обычная начальная школа) города Сюри.
В 1902, Фунакоши вместе с другими мастерами участвовал в демонстрации То-Тэ для г-на Синтаро Одзава (Shintaro Ozawa) - управляющего школьным образованием префектуры Кагосима. Г-н Одзава был настолько впечатлен этим искусством и молодыми людьми, демонстрирующими его, что в 1903, разрешил открыть клубы То-Тэ в Сихан-Сю-Гако (Shihan-Shu-Gako – старое название Окинавского частного педагогического училища) и в Кенрицу-Дай-Ити-Сё-Гако (Kenritsu-Dai-Ichi- S hо-Gako - Первая начальная школа) города Сюри. Из книги Г.Фунакоси "Каратэ-До-Ньюмон": "Начиная с 1891, в городе Сюри, при начальной школе Дзиндзо-Кото-Сё-Гако действовал клуб изучения То-Тэ. Школы на Окинаве открылись достаточно недавно, поэтому ученики могли быть весьма великовозрастными, например, первоклассник 20лет был тогда не редкостью. Когда в Японии ввели армию на призывной основе, был издан указ о создании медицинской комиссии для призывников. Врачи из призывной медицинской комиссии отметили факт, что ученики, занимавшиеся То-Тэ, обладали лучшими для армии физическими данными. Это стало темой для обсуждения, в результате чего, управляющий школьным образованием префектуры Кагосима г-н Синтаро Огава пригласил мастера Итосу с его учениками на встречу управляющих школ. На этой встрече ученики мастера Итосу продемонстрировали свои навыки. Г-н Огава был потрясен их мастерством. Он написал об этом отчет в Министерство образования, в котором отметил ценность боевого искусства То-Тэ в деле воспитания подрастающего поколения. Министерство образования должным образом оценило достоинства То-Тэ и включило его в обязательную программу школьного физического воспитания Первой начальной школы города Сюри и Окинавского юношеского кадетского корпуса.».
11 сентября 1904, с разрешения Министерства образования, была открыта группа То-Тэ при Курицу-Сёгё-Кото-Сю-Гако (Kuritsu-Shogyo-Koto- Shu -Gako – Высшее коммерческом училище) в городе Наха. В нем преподавал мастер Канрё Хигасионна.
С 1906, мастер Фунакоши участвует в показательных выступлениях То-Тэ на Окинаве. "В 1905/06, сразу же после русско-японской войны", - писал Фунакоши, - "я стал принимать участие в показательных выступлениях на Окинаве.". В них также участвовали мастера: Кенцу Ябу, Сейтё Токумура (Seicho Tokumura), Кенва Мабуни, Хороку Исикава (Horoku Ishikawa), Тётоку Кийян, Тёго Осокун, Тёки Мотобу, Тёмо Ханасиро, Моден Ябику, Канкен Тояма, Синпан Сирома (Shinpan Shiroma (Gusukuma), 1890-1954), Анбун Токуда, Канбун Уэти (Kanbun Uechi, 1877-1948). Демонстрации продолжались до 1914/15 года.».
В октябре 1907, Итосу написал письмо в Департамент образования префектуры Окинава, в котором привел доводы о необходимости изучения То-Тэ - То-Тэ-Дзю-Кун (Tode-Ju-Kun, Десять принципов То-Тэ), а также внес предложение о введении его в школы в качестве физической культуры. Инициатива Итосу привлекла внимание Министерства образования и Военного министерства. Предложение было удовлетворено и изучение То-Тэ стало обязательным для всех окинавских учащихся. В Педагогическом училище преподавал Ябу Кенцу, в Первой начальной школе города Сюри – Тёмо Ханасиро, в Техническом училище – Осиро Тёдзо, в других учебных заведениях преподавали Гитин Фунакоши, Анбун Токуда и Синпан Сирома.
В 1911, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай учредила Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако (Профессиональная школа боевых искусств), предоставив работу ведущим мастерам, стала важным центром воспитания настоящих знатоков классических и современных воинских дисциплин.
В 1912, 1-ая императорская эскадра под командованием адмирала барона Дэва Сигето (Dewa Shigeto, 1855-1930) встала на стоянку в заливе Тюдзё (Накугусику) (Chujo, япон. - Nakugushiku) около города Сюри. Моряки неделю проживали в интернате Первой начальной школы города Сюри, поэтому у них была возможность видеть практику То-Тэ и учиться самим. Благодаря барону Дэва о То-Тэ заговорили в высших японских кругах.
То-Тэ в Японии
В 1916, мастер Фунакоши, среди прочих мастеров, получил приглашение от Дай-Ниппон-Бутоку-Кай продемонстрировать То-Тэ на Фестивале боевых искусств Бу-Дзюцу-Сэнмон-Гако. Это была первая официальная демонстрация То-Тэ в Японии. Каратэ-До-Ньюмон: «Несколько лет назад я отправился в Киото в Бутоку-Ден на Фестиваль боевых искусств Бутоку-Сай. То-Тэ числилось в разделе «Дзю-До». Я полюбопытствовал, кто еще принимает участие в фестивале. И что увидел? В программе были перечислены школы, о которых я никогда в жизни не слышал. Когда начались выступления, я чуть не потерял дар речи - это было что угодно, только не То-Тэ. Испытывая досаду, я извинился перед мастерами Бутоку-Сай. Ведь они только что принимали за То-Тэ то, что я просто не узнал.».
Кроме То-Тэ, на этом фестивале состоялась первая официальная демонстрация окинавского Кобу-Дзюцу в Японии. Мастер Матаёси Синко (Matayoshi Shinko, 1888-1947) продемонстрировал Тунква-Дзюцу (Тонфа) и Кама-Дзюцу (Kama-Jutsu).
13 февраля 1918, образована ассоциация Окинава-То-Тэ-Кен-Кю-Кай (Okinawa-Tode-Ken-Kyu-Kai, Окинавская ассоциация изучения То-Тэ), объединявшая для совместных практик и обмена опытом мастеров Тётоку Кийян, Сирома Синпан, Кенва Мабуни, Тёки и Тёйю Мотобу.
В 1921, Фунакоши оставил работу в школе в качестве учителя. По совету директора общественной библиотеки Соко Макайна и главного редактора газеты «Окинава Таймс», он основал Окинавское общество содействия студентам. В том же 1921, мастер Фунакоши организовал Окинава-Сёбу-Кай (Okinawa-Shobu-Kai - Окинавская ассоциация духа боевых искусств) и стал ее председателем. В ассоциацию также вошли мастера Тёсин Тибана, Токуда Анбун, Осиро Тёдо, Токумура Сейтё и Хороку Исикава.
6 марта 1921, императорская эскадра с наследным принцем Японии Хирохито (Hirohito, 1901-1989, 124-й император Японии. Японская монархия на сегодняшний день, является самой древней в мире.), по пути в Европу, бросила якорь в сюриском заливе Накагусику, и принц засвидетельствовал демонстрацию То-Тэ и Кобу-Дзюцу в большом зале замка Сюри. Адмирал эсминца наследного принца Хирохито, Норикадзу Канна (Norikazu Kanna ) – один из создателей Гавайи-Каратэ-Сейнен-Кай был окинавцем. Он предложил будущему императору посмотреть То-Тэ и Кобу-До. Демонстрацию То-Тэ организовали мастера Мияги и Фунакоши. Кобу-Дзюцу демонстрировал мастер Матаёси Синко. Все это было отражено в официальном отчете японскому правительству.
После выступления перед принцем, через год, весной 1922, Министерство образования предложило мастеру Фунакоши сделать доклад о То-Тэ в Высшем женском педагогическом училище. Опыт его предыдущей деятельности очень пригодился, он был хорошо подготовлен, изобразил схемы ката и представил фотографии, демонстрирующие приемы. Той же весной 1922, многолетняя деятельность мастера, наконец, была отмечена правительством, и он был приглашен на Первую выставку Бу-До и физической культуры, организованную Министерством образования. Хотя, говорят, возможно, мастер Фунакоши написал письмо своему знакомому г-ну Сабуро Киндзё (Saburo Kinjo), и с помощью его рекомендации получил приглашение на участие в Выставке.
Первая выставка Бу-До и физической культуры проходила в течение недели в токийском районе Оканомидзу (Ochanomizu). Из Каратэ-До-Ньюмон: "В мае 1922, Министерство образования организовало, а главное, выделило деньги на Первую выставку Бу-До и физической культуры. Ее проводили в Оканомидзу. Мне, как председателю Окинава-Сёбу-Кай, Департамент образования префектуры Окинава предложил воспользоваться этой возможностью и представить наше местное искусство. Я стал готовиться к поездке. Я всегда считал себя посредственным оратором, поэтому размышлял, как рассказать об искусстве, о котором большинство японцев не имело ни малейшего представления. Решил, что возьму с собой фотографии кумитэ, приемы для рук и ног и крупные схемы ката. В столицу я приехал с тремя огромными стендами.».
На Выставке мастер Фунакоши продемонстрировал формы То-Тэ, объяснил их принципы и показал три ката. Во время Выставки, мастеру Фунакоши предложили провести демонстрацию в Кодо-Кан (расположенный тогда в районе Томисака (Tomisaka), непосредственно перед Дзигоро Кано (Jigaro Kano, 1860-1938) и его учениками. В Кодо-Кан, в качестве помощника, мастер Фунакоши пригласил 25-летнего окинавца Синкен (Макото) Гима (Shinken (Makoto) Gima, 1896-1989), учившегося в токийском университете Сёка-Дай-Гаку (Shoka-Dai-Gaku) и изучавшего То-Тэ у мастера Ябу Кенцу.
Демонстрация в Кодо-Кан состоялась 17 мая 1922 года. Оба тотэки предполагали, что она пройдет перед несколькими преподавателями Дзю-До, и были потрясены, когда увидели аудиторию более 100 человек. На демонстрации Фунакоши показал ката Канку-Дай, а Гима – Найханти-Сёдан, также они продемонстрировали некоторые технические приемы. Вечером, после демонстрации, мастер Кано пригласил Фунакоши и Гима на тендон (tendon - рыба и рис), в течение ужина, он пел и шутил, чтобы гости могли чувствовать себя непринужденно. В книге Каратэ-До-Ньюмон Г. Фунакоши писал: "Я планировал вернуться домой сразу после Выставки, но неожиданно в самый ее разгар работы мне принесли письмо от доктора Дзигоро Кано, знаменитого мастера Дзю-До. Он предлагал показать То-Тэ в Кодо-Кан. Я считал, что не достоин такой чести, и вежливо отказался, объяснив это необходимостью вернуться домой, но попросил разрешения посетить до-дзё великого мастера до своего отъезда. Он ответил: «Прошу вас встретиться со мной. Пожалуйста, подождите 2-3 дня. Я хочу, чтобы с вами увиделись все". Через три дня я пришел в Кодо-Кан, где встретился с лучшими мастерами Дзю-До. Их было около сотни. У меня не было учеников, которые могли бы помочь в выступлении. К счастью, в Токио оказался г-н Гима Синкин. Он согласился выступить со мной. Мы показали ката, которые так поразили зрителей, что нас просили повторить их несколько раз.».
Мастер Гима, один из первых (1924) получивший 1 дан от мастера Фунакоши, писал об этой демонстрации: «Я мог публично продемонстрировать только Найханти. Я знал Пинан, но недостаточно их отработал. Мастер Фунакоши доверял только своему Кусанку. Тогда, мы предварительно решили, что я сделаю Найханти, а он - Кусанку. Позже он стал называть это ката Канку. Несомненно, это было его любимое ката и делал он его мастерски. Когда мы с г-ном Фунакоши вошли в Кодо-Кан, нас почтительно приветствовали не только семпаи (старшие ученики), но и мастера, включая самого г-на Дзигоро Кано. Кроме того, присутствовало более 80 авторитетных лиц из Томи-Синсоку (Tomi-Shinsoku) Кодо-Кан, а также более 100 человек, собравшихся посмотреть демонстрацию. Все это вызывало в нас благоговение, и мы, естественно, нервничали, так как в то время Кодо-Кан считался «меккой» японского Бу-До. Сенсей Кано старался, как можно больше узнать о То-Тэ и задавал такие детальные вопросы, что г-н Фунакоши, иногда, даже затруднялся ответить. Я думаю, что демонстрация в Кодо-Кан способствовала распространению То-Тэ в Японии. Признание мастером Кано То-Тэ означало, в свою очередь, признание его японским миром Бу-До.».
Из книги Каратэ-До-Ньюмон: «После выступлений началось обсуждение. Нас засыпали вопросами. Спрашивали все, и начинающие, и мастера. Позже остались одни семпаи. Сенсей Кано интересовался, сколько нужно времени, чтобы выучить ката. Я ответил, что - год, а то и больше. «Не смею вас просить задержаться здесь на такой срок», - сказал он, - «но мне бы хотелось, чтобы вы научили меня хотя бы 2-3 основным ката». Я был польщен и тронут просьбой великого учителя и мастера.».
После демонстрации в Кодо-Кан, некоторые заинтересованные и весьма уважаемые люди предложили мастеру Фунакоши прочитать лекции и провести дополнительные демонстрации. Каратэ-До-Ньюмон: «Я начал давать уроки То-Тэ в до-дзё Кодо-Кан и в Тойяма (Военная академия). Прошло немного времени, и меня начали приглашать самые разные организации - Общество тяжелой атлетики, Спортивное общество, Клуб Табата…». Председатель общественного клуба Табата (Tabata – «Тополь»), художник Хоан Косуги (Hoan Kоsugi, 1881-1964), был иллюстратором первых книг Фунакоши. Отдыхая на Окинаве, он впервые увидел То-Тэ, и очень им заинтересовался. В Токио Косуги встретился с Фунакоши и попросил его прочитать лекции в его клубе. Дружба Хоана Косуги с Фунакоши продолжалась до самой смерти. Художник Хоан Косуги является автором знаменитой эмблемы – «Тигр».). «…Брать уроки пожелало и семейство Сё (Sho – бывшая королевская семья Рюкю). Времени не хватало, но я старался сделать все, что могу, не пропустить ни одной встречи, успеть на все выступления и лекции. Постепенно количество желающих учиться увеличилось. Самые серьезные и упорные стали моими учениками на многие годы. Мне стали предлагать работу в университетах и училищах. Интерес был настолько велик, что стало понятно - скоро вернуться домой не удастся.».
Фунакоши написал письмо жене и после ее ответа с позволением, он решил остаться в Японии и выполнить то, что как чувствовал, было его судьбой - преподавать Каратэ в Японии.
Из воспоминаний мастера Гима: «После демонстрации в Кодо-Кан, состоялись публичные демонстрации Фунакоши в до-дзё Ягю-Рю Хеккицу-Кан (Hekkitsu-Kan, Yagyu-Ryu), в до-дзё Тайсо-Дзюку Нейхайдо (Neihaido, Taiso-Juku), а также в токийском доме бывших правителей Окинавы. Мы посещали дом профессора университета Кейё (Keio) г-на Синдзё Томари (Shinjo Tomari), который также стремился больше узнать о То-Тэ. Среди тех, кто нас поддерживал, были: мастер Дзигоро Кано, мастер Хиромити Накаяма (Hiromichi Nakayama или Хакудо (Hakudo), 1869-1958) – основатель Иай-До), вице-адмирал Ясиро Якуро (Yakuro Yashiro), барон Гото Симпей (Goto Shimpei) и т.д.».
«В светлые дни помни о днях ненастных - закаляй тело, просветляй ум»
Первые годы в Токио, мастер Фунакоши жил в Мейсё-Дзюку (Meisho-Juku), который находился в районе Суидобата (Suidobata, он же - Suidobashi). Его жена не пожелала переехать к нему в Токио, и он увидел ее вновь только через 25 лет, когда она была эвакуирована в Японию в связи с боями на Окинаве. Мастер Хиронори Оцука (Hironori Ohtsuka, 1892-1982) вспоминал: «В конце июля 1922, я посетил мастера Фунакоши в Мейсё-Дзюку, который был общежитием студентов из различных японских префектур. Он проживал в комнатке размером не более 3 татами (примерно 5 кв. м), расположенной у входа, в вестибюле. У этого благородного человека было чистое и искреннее сердце. Пенсия у него была маленькой, поэтому он подрабатывал в общежитии. Каждое утро он разносил газеты по комнатам, оказывал курьерские услуги, когда было время, помогал на кухне или в саду. Тогда ему было уже 55 лет, в то время это был уже преклонный возраст. Он жил в большой бедности и многие об этом знали. Он испытывал затруднения даже при уплате арендной платы, которая была равна всего 10 йенам. Во время этой встречи г-н Фунакоши объяснил мне, почему он для первой своей книги выбрал 17 ката: Пинан 1-5, Найханти 1-3, Кусанку 1-2, Дзюте, Дзион, Ганкаку, Сейсан, Вансю и Пассай 1-2. Слушая его, я был очарован рассказом об искусстве То-Тэ. Это была история из глубины моего детства. Я стал приходить к нему Мейсё-Дзюку и изучать ката.».
Становление
В июле 1922, мастер Фунакоши собрал первую небольшую группу энтузиастов Кенкю-Кай (Kenkyu-Kai - Клуб по изучению То-Тэ, ставший в 1930 основой для Дай-Нихон-Каратэ-До-Кенкю-Кай). В качестве до-дзё ему разрешили арендовать зал общежития Мейсё-Дзюку, который был размером в 20 татами (примерно 35 кв. м). Арендная плата составляла 15 йен. Мастер Гима, который был в числе самых первых учеников мастера Фунакоши в Мейсё-Дзюку, вспоминал как все начиналось. Например, не было ги (кимоно для занятий Каратэ), ученики занимались в чем были одеты. Ясухиро Кониси (1895-1983), который также посещал в Мейсё-Дзюку в 1924, писал, что мастер Фунакоши преподавал ежедневно днем, с 3 до 5. «Группы были небольшие, 3-8 учеников. Обучение состояло из практики ката, что в то время являлось обычным методом.».
В 1922, издательство Букё-Сё (Bukyo-Sho) издало первую книгу мастера Фунакоши, Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти (Ryukyu-Kenpo-Tou-Di). Эта книга вышла небольшим тиражом и мгновенно разошлась, потому что произошло Великое землетрясение в Канто, в котором пострадали пластины книги и закончить весь тираж не удалось. На обложке этой книги был изображен Тигр, созданный Хоан Косуги (Хоан – художественный псевдоним), известным художником, писателем и президентом общественного клуба Табата. Этот символ Тигра по-японски звучит, как Тора-но-Маки (Tora-no-Maki), Тора – Тигр, Maki – свиток с записями секретов школы. Косуги объяснил мастеру Фунакоши, что его первую книгу Рентан-Госин-То-Тэ-Дзюцу, (1922) можно считать Тора-но-Маки То-Тэ. В азиатской культуре, Тигр представляет одну из двух великих сил мира (другая – Дракон). В поисках рисунка, Косуги был вдохновлен изображением «Тигр, свернувшийся на камне» в китайском городе Си-Ань, Уйгурский автономный округ Китая, где в 1974 году найдена знаменитая «Терракотовая армия» Цинь-Ши-Хуанди). Образ «Тигр, свернувшийся на камне» означает, что Тигр никогда не спит (то есть всегда контролирует ситуацию), поэтому символ «Бессонного тигра» соответствует состоянию Дзан-Син (Zan-Shin).
Символ Тигра прекрасно подходит к философии мастера Фунакоши: с одной стороны, сила и мощь, с другой - мудрость и умиротворенность Тигра. После смерти мастера Фунакоши, этот символ и личный архив, по желанию мастера и его семьи, были переданы на хранение Дай-Ниппон-Каратэ-До-Сёто-Кай.
Значение Тигра в Сёто-Кан
Тигр и Дракон древнейшие символы Китая. Их первые изображения были найдены в могилах в центральной провинции Хенан, возраст которых примерно 6 век до н.э. Западные племена, включая - Желтого Императора (Хуан-Ди-Ней-Цзин, середина 3 века до н.э.), поклонялись Тигру, а восточные - Дракону. После многих войн, эти племена постепенно смешались и образовали народность Хан. Племена, поклонявшиеся Тигру были, в основном, кочевниками и охотниками. С развитием земледельческих племен, поклонявшихся Дракону, который как считалось покровительствует погоде, они стали преобладать над племенами Тигра. Постепенно Дракон занял доминирующее положение.
Императорский трон стал именоваться троном Дракона, а его символы повсюду украшали имперские дворцы. Любой, покушавшийся на символ Дракона, приговаривался к смерти, как изменник императору. Тигр стал символом простых людей. Его любили за красоту и силу, духовное начало, он был символом защиты и удачи. Одна из китайских легенд гласит, как на горе, под персиковым деревом, жили два брата. Всякий раз, когда они ссорились, они кормили Тигра. Поэтому считается также, что Тигр побеждает зло. Другие легенды повествуют, как Тигр спасал жизни людей. Например, в старые времена жил человек по имени Чу. У него родился незаконный ребенок, от которого он отказался и бросил его в поле. Тигрица-мать нашла ребенка и выкормила его. Малыш вырос и стал важным человеком. Говорят, что Конфуций тоже был спасен Тигром. Он родился насколько некрасивым, что родители решили унести его в горы и оставить там умирать, но его спасла тигрица.
Сентябрь 1923, Великое землетрясение в Канто. Каратэ-До-Ньюмон: «Предвидеть размах стихии, потрясшей Токио, было невозможно. Всего за несколько часов, пожар, вспыхнувший после землетрясения, превратил столицу в пепелище. Многие ученики погибли в огне или под руинами зданий.». Фунакоши был вынужден наняться на работу копировальщиком в банк Dai-Ichi-Sogo в районе Кёбаси (Kyobashi). Так как этот район был расположен далеко Мейсё-Дзюку, близкий друг мастера Фунакоши, мастер Иай-До Хиромити Накаяма предложил ему преподавать в его до-дзё. Мастер Фунакоши продолжал преподавать в этом до-дзё до начала 1930-ых годов.
К 1924, популярность Каратэ настолько возросла, даже мастера Сумо начали осваивать его технику. Оба йокодзуна Востока и Запада (великие чемпионы сумо) Уитиро Ониси и Фукуянаги, а также иные сумотори (борцы сумо) изучали Каратэ. Каратэ-До-Ньюмон: «Время шло и дела мои поправлялись. Класс в Мейсё-Дзюку был переполнен. У меня занимались студенты и просто служащие, которые после работы приходили в зал и с удовольствием упражнялись пару часов. Учились самозабвенно, их интересовало все - сущность, цели Каратэ-До и совершенствование навыков. Увлеченность учеников была беспредельной. Каратэ становилось популярным у людей разного возраста, происхождения и профессий. И я убежден в том, что в этом была немалая заслуга и моих учеников.».
В 1924, мастер Фунакоши ввел в Каратэ-До систему данов (dan - kyudan) по аналогии с Дзю-До. 12 апреля 1924, он вручил первые черные пояса 7 ученикам: Гима Синкин, Хиронори Оцука, Ясухиро Кониси, Генсин (Мотонобу) Хирониси, Амбун Токуда, Масахиро Касуя, Акиба, Тосиюки Симидзу и Хирозе.
В 1924, после бесед со священником храма Энкакудзи (Enkakuji) из Камакура (Kamakura), мастер Фунакоши принял решение о необходимости замены кандзи «Рука династии Тан» (То-Тэ) на «Пустая рука» (Кара, букв. - Вверяющий себя Пустоте), что по его мнению, лучше отражало дух искусства боя без оружия согласно Бу-До. Мастер Фунакоши: «В сутре Сердца (Hannya Shingyo) есть фраза «Сики-Соку-Дзе-Ку» - «Ку-Соку-Дзе-Сики» (Shiki-Soku-Ze-Ku – Ku-Soku-Ze-Shiki – букв. - Свобода – это Пустота (Вселенная, Космос, Хаос) и Пустота – это Свобода. Слово «Ку» синоним «Кара» (Пустота). Каким бы ни было боевое искусство, его цель одинакова. Дзэн-буддисты, и я вместе с ними осознаю, что все живое в мире рождается из Пустоты.». Тезис о непостоянстве всего сущего (Му-Дзё) лежит в основе всей японской культуры:
С чем же сравнить
Тело твое, человек?
Призрачна жизнь,
Словно роса на траве,
Словно мерцанье зарниц.
(Одзава Роан, 1725–1803)
Бытие в дзэн признается лишь видимостью, а не действительностью: "Сики-Соку-Дзе-Ку". Внешний мир лишь иллюзия, проявление абстрактного «Ничто», из которого все рождается и куда все уходит, жизнь в нем дана людям на время и подлежит возвращению. Понимание невечности всего существующего (Му-Дзё), находит свое отражение в особом очаровании мимолетной красоты жизни – в цветении вишни и опадании ее лепестков, испарении росы с поверхности листа после восхода солнца и т.д. В соответствии с этим, жизнь человека считается чудом, которым надо любоваться, даже если жизнь коротка. Отсюда и не боязнь смерти - «Искусство умирать».
Каратэ-До-Ньюмон: «Однажды в Мейсё-Дзюку пришел профессор Масахира Касуя, заведующий кафедрой немецкого языка и литературы университета Кейё, а с ним еще два преподавателя и десяток студентов. Все желали изучать Каратэ-До. Прошло совсем немного времени, и в этом университете создали учебную группу, где азы Каратэ преподаватели и студенты постигали вместе. В университетах Токио такая группа появилась впервые. Теперь, кроме уроков в моем зале общежития, я регулярно занимался с новой группой в университете.». В сентябре 1924, мастер Оцука и Фунакоши пришли в до-дзё Кен-До при университете Кейё к мастеру Ясухиро Кониси и передали ему рекомендательное письмо от профессора университета Кейё г-на Масахира Касуя. В письме Фунакоши любезно испрашивал разрешения для использования до-дзё под практики Рюкю-Кенпо-То-Тэ-Дзюцу. По тем временам это было неслыханным делом, в чужое до-дзё можно было являться только с какэ-дамеси (вызов). Но мастер Кониси знал о То-Тэ от своего университетского сокурсника Цунесиге Арагаки, и знал, что оно похоже на Такэ-Ути-Рю-Дзю-Дзюцу, которое он изучал.
Когда мастер Кониси прочитал книгу Фунакоши Рюкю-Кенпо-Тоу-Ти, ему захотелось узнать подробности. Тогда Оцука предложил Кониси зайти в общежитие Мейсё-Дзюку, где жил тогда мастер Фунакоши, чтобы посмотреть практику То-Тэ. 15 октября 1923, при университете Кейё начала действовать первая группа То-Тэ. Со временем Кониси стал одним из главных преподавателей этой группы. Но кроме этого, Кониси продолжал вести занятия Кен-До, Дзю-Дзюцу и бокса в Рёбу-Кан, к которым он добавил и То-Тэ.
Согласно традиций Бу-До, первоначальный вызов делается не главному мастеру какой-либо школы или стиля, а старшим ученикам. Если претендент побеждает старшего ученика, то он вправе сделать вызов мастеру. Если претендент побеждает мастера, он может в качестве трофея забрать эмблему (мон) его до-дзё, что является фактом весьма позорным для побежденных. Рёбу-Кан никогда не оказывался в подобной ситуации, Кониси и Оцука, как лучшие ученики мастера Фунакоши, всегда побеждали, и с каждой такой победой росло уважение к То-Тэ.
10 марта 1925 (14 год эпохи Тайсё), вышла вторая книга мастера Фунакоши Рентан-Госин-Тоу-Ти-Дзюцу.
В 1925, практика мастера Фунакоши увеличилась, открылись группы при токийских университетах и училищах: Такусёку, Тюйё, Сёдай (сейчас Хитоцубаси), Хосей, Гакусуин, Нихон (Медицинское училище), Токийский императорский, Васеда, Мейдзи, Военная и Морская академии, Никай-До (Ассоциация Пути физического воспитания) и другие столичные университеты ввели эту дисциплину у себя. Это был важный этап, так как именно университетские клубы станут решающим фактором в развитии То-Тэ в Японии. Многие выдающиеся мастера вышли из этих университетских клубов.
25 декабря 1926 - начало эпохи Сё-Ва («Сияющий мир», 1926-1989). Восшествие на престол императора Хирохито (1901-1989). Хирохито взошел на престол в совсем юном возрасте. Роль японского императора можно сравнить с британскими монархами. Произносятся слова типа «именем Его Величества», «по воле Его Величества», но на самом деле, политикой заправляет кабинет министров. Голоса императора — до 15 августа 1945 года (капитуляция Японии) никто не слушал. Но при этом символическая роль императора была огромной. Реставрация Мейдзи была построена на древнем мифе о божественном происхождении императора. Для возрастающей японской военной мощи, это был наиболее подходящий лозунг для объединения нации. Военная стезя признавалась призванием, высшей из всех возможных привилегий для любого японца. Война воспринималась, как святое и правое дело. Портреты императора висели во всех кабинетах высших офицеров армии; адмирал Арига Косако, командовавший линкором «Ямато» во время сражения у Филиппин, просил спасти хранившийся у него портрет императора, а сам предпочел погибнуть вместе с кораблем. В охватившей нацию истерии представители всех учений — конфуцианства, синтоизма, буддизма и даже христианства — смешались в едином порыве верности императору священной нации.
После войны экономическая ситуация в Японии ухудшилась. Великое землетрясение в Канто 1923 года и Всемирный экономический кризис 1929 года поставили страну на край пропасти. 18 сентября 1931, Японская армия организовала провокацию и при поддержке морской авиации атаковала Мукден и другие важные стратегические центры Маньчжурии.
Три принципиальных изменения
В 1929, произошли три принципиальных изменения. Во-первых, мастер Фунакоши заменил окинавские названия ката на японские. Переименовывая ката, мастер Фунакоши хотел подчеркнуть, что Каратэ-До, оглядывающееся на методы боевых искусств монашеских и торгашеских сословий Китая, закончилось и возродилось, как один из видов Бу-До Японии. Во-вторых, мастерами Кониси и Оцука методика То-Тэ была дополнена иппон-кумитэ наподобие Кен-До и Дзю-До. И, в-третьих, и это самое главное, произошло изменение в кандзи (написании) То-Тэ.
Оригинальное кандзи «Рука династии Тан» (то есть китайская императорская династия Тан, 618-907 годы н.э.), указывал на китайский источник происхождения методов То-Тэ.
Мастер Фунакоши объяснял причину изменения, принимая во внимание исторические, социологические и философские доводы: «Так же, как беззвучная чистота пустынной долины способна воспринять любой звук, так и человек, следующий Каратэ-До, должен сделать себя Пустынным, избавляясь от всего эгоистичного и алчного. Наполните себя восприимчивой Пустотой. Это и есть значение «Пустота» в Каратэ... В этом Каратэ не отличается от других боевых искусств. Человек рождается из Пустоты и после смерти в Пустоту уходит. Любая вещь приходит из Пустоты и в Пустоту уходит. Таким образом любая форма – это в сущности Пустота. Сущность Каратэ основывается на этом принципе.».
Мастер Мацумура: «Человек – это лишь временное сочетание пяти законов и пяти элементов. Приходит время, и они распадаются, вновь становятся Землей, Водой, Воздухом, Огнем и Ветром. Если осознаешь мимолетность жизни, то понимаешь, что в ней нет места мелочности. Человеческое существо, как трава и деревья, часть мироздания, физическое проявление духа вселенной. Для него не существует ни начала, ни конца жизни. Если ты ничем не связан, ты – свободен. И нет страха, вот и все».
Сейчас проблема трактовки «Рука династии Тан» или «Пустая рука» может показаться тривиальной, но в 1920-1930-ые это вызывало бурную полемику, как в Японии, так и на Окинаве, что было больше связано с социально-политическими проблемами японцев и окинавцев, чем с философскими аргументами о значении целей боевого искусства. Япония 1936 года была на пике милитаризма. Национализм был распространён повсеместно, и разногласия с Китаем в конце концов привели к войне в июле 1937. Но именно с этим изменением связано признание искусства Каратэ японской культурой, когда Каратэ стало – Каратэ-До (Путь Каратэ) и частью японской традиции Бу-До.
В 1929, преподаватели и ученики клуба при университете Кейё обсудили кандзи «Рука династии Тан» и решили изменить его на кандзи «Пустая рука». Они считали, что новое кандзи наилучшим образом отражает сущность Каратэ. Изменение было принято, несмотря на протесты многих окинавских мастеров. Мастер Фунакоши способствовал распространению такой трактовки посредством ряда газетных статей Dai-Nippon-Kenpo-Karate (Дай-Ниппон-Кенпо-Каратэ – Японское единоборство пустыми руками).
1930, с целью развития и информационного обмена, на основании клуба Мейсё-Дзюку, мастер Фунакоши учредил Всеяпонскую Ассоциацию развития Каратэ-До – Дай-Нихон-Каратэ-До-Кенкю-Кай (Dai-Nihon-Karate-Do-Kenkyu-Kai).
К 1930 году, клубы Каратэ были уже при всех главных токийских университетах.
1932, во многом благодаря усилиям мастера Ясухиро Кониси, мастер Мотобу стал ведущим инструктором Каратэ в Центральной полицейской академии.
С 1935, то есть к моменту публикации книги Каратэ-До-Кёхан мастера Фунакоши Каратэ-До стало признанным боевым искусством в Японии. Но несмотря на это, традиционное боевое искусство Рюкю пока еще рассматривалось, как менее авторитетное, чем Кен-До и Дзю-До.
В 1935 (10 год эпохи Сё-Ва), вышла третья книга мастера Фунакоши Каратэ-До-Кёхан (Практику Каратэ-До, Karate-Do-Kyohan). В 1935, для координации действий своих учеников - преподавателей Каратэ в различных университетах и организациях, установления информационного обмена и дальнейшего распространения Каратэ, мастер Фунакоши организовал Дай-Нихон-Каратэ-До-Кенку-Кай (Dai-Nihon-Karate-Do-Kenkyu-Kai).
1936, Ассоциация Дай-Нихон-Каратэ-До-Кенкю-Кай переименована в Дай-Ниппон-Каратэ-До-Сёто-Кай (Dai-Nippon-Karаte-Do-Shoto-Kai). Первым председателем (1936-1957) стал Гитин Фунакоши; вице-председателем (1936-1945) - Гико Фунакоши; вторым председателем (1957-1961) – Гией Фунакоши; третьим председателем (1995 - 1999) – Генсин Хирониси. Первым главным инструктором до-дзё Сёто-Кан (1936-1945) стал Гитин Фунакоши; вторым главным инструктором (1976-1981) – Сигеру Эгами (Shigeru Egami); третьим главным инструктором – Дзётаро Такадзи.
Введение Каратэ в Бу-До
Окинавское Каратэ стало распространяться в Японии, имевшей традицию боевых искусств, которая была намного глубже и древней, чем окинавская. Под влиянием японских идей Бу-До, диапазон искусства Каратэ начал расширяться. Это влияние, вызвало модификации и изменения в основах Каратэ, и к середине 1930-ых некоторые из старых окинавских мастеров стали поговаривать, что Каратэ, в его исконном виде, больше не существует.
Повсеместно демонстрировалось разбивание черепицы или кирпичей, но фундаментальные принципы и методы достижения этого были не определены. В том виде То-Тэ, как оно появилось в Японии, обычно выполнялось одним человеком и не имело вариантов парной работы как, например, в Кен-До или Дзю-До. Стандарты То-Тэ полностью отсутствовали. Не хватало точной теории, которая могла убедительно ответить на все вопросы, возникающие в ходе практики. Обучение, в основном, состояло из отработки ката. Было ясно, что без методик, То-Тэ в Японии признают не скоро. Необходимо было развить его до уровня, которого достигли Кен-До и Дзю-До. Только несколько человек, кроме мастеров Оцука, Кониси, Фунакоши и Такеси Симода понимали важность этой задачи. В то время, среди мастеров боевых искусств шла дискуссия о концепции Бу-До. Некоторые считали, что Бу-До должно соответствовать старому принципу – Путь убийства врага, а другие новому – Путь самосовершенства через врага. Фунакоши и Кониси видели концепцию Бу-До, как Бу-Бун-Рю-До, что примерно переводится - «Чтобы стать совершенным в боевом искусстве, одной техники недостаточно, необходимо обретение мудрости». Техника развивает тело, обучение развивает ум, таким образом Бу-До – это самосовершенствование с помощью врага. Если вы ведете нравственный образ жизни, то вы следуете божественным путем, и если считаете, что Каратэ-До – это ваш единственный Путь в жизни, то вы должны укреплять свое тело, расширять свои знания и опыт, следовать твердым принципам.
Для вступившего на Путь
И владеющего подлинным «Я»,
Откроются все тайны мира.
Даже среди грубых и злых
Он будет, как лотос,
Распустившийся в мутном потоке –
Несмотря на окружающую его грязь,
Он останется незапятнанным…
(Дао)
Из книги Г. Фунакоши Каратэ-До-Ньюмон: «Меня часто спрашивают, зависит ли уровень мастерства от количества разбиваемых досок или кирпичей? Нет, конечно, это смогут многие физически сильные люди. Обычная физическая сила не имеет ничего общего с мастерством. Кто хвастает количеством разбитых досок и заявляет, что способен разорвать противника в клочья, очень далек от понимания сути Каратэ-До.».
Первым из мастеров боевых искусств, кто начал применять понятие «До» в противоположность прежнему Дзюцу (ремесло) был мастер Дзигоро Кано. Различие между Дзюцу и Бу-До состоит в целях. Дзюцу – это прикладное действие, внешний эффект, Бу-До - это внутреннее самосовершенствование.
С 1935, мастер Фунакоши начал применять «До». Понятие «До» (букв. - путь, дорога, тропа, область), соответствует китайскому Дао (Тао) и связано с даосским философом Лао-Цзы, автором знаменитой работы Дао-Дэ-Цзын (6 век до н.э.). В ней было 5 тысяч иероглифов, записанных на бамбуковых планках, поэтому она занимала три телеги. По своему влиянию на философскую мысль Востока, а позднее и Запада, она оказала огромное влияние. На основе только одного этого трактата возникла одна из трех главных философских систем Китая, занявшая, вне всякой пропорции к размеру трактата, свое место, рядом с пришедшим из Индии буддизмом и китайским конфуцианством. Дао означает жизненный путь, посвященный самосовершенствованию. Когда мастер Фунакоши знакомил Японию с Каратэ-До, он ставил целью не только популяризацию этого искусства. Называя Каратэ искусством, он требовал исходить из духовных и философских аспектов в практике Каратэ. С введением «До», Каратэ было преобразовано в вид искусства, образ жизни, в Путь к самопознанию. «Искусство» означает творчество, умение создавать или выполнять вещи, которые имеют определенную форму и эстетику. Мастерство в искусстве связано с внутренним состоянием человека. Это состояние приводит к неискаженному восприятию действительности, способности видеть сущность вещей, то есть законов природы.
Искать старое, значит познать новое.
Это – дело только времени.
Человек должен учиться понимать законы природы.
Но какой из путей самый прямой и правильный?
(Каратэ-До-Кёхан)
Мастер Фунакоши, как человек До, был равнодушен к победам на соревнованиях или к достижению каких-либо рекордов. Он ценил только самосовершенствование. Как-то ученики спросили его: «Чем человек До отличается от обычного человека?». Он ответил: «Очень просто. Когда обычный человек получает первый дан, он не может удержаться, чтобы не рассказать об этом всем своим родным и знакомым. Когда он получает второй дан, то он залезает на крышу и орет об этом так, чтобы слышали все соседи. Когда он получает третий дан, то садится в автомобиль и носится во всему городу, и чтобы все слышали, нажимая на клаксон, кричит о том, что он получил третий дан. Когда человек До получает свой первый дан, он склоняет голову в благодарности. Когда он получает второй дан, он склоняет голову и плечи. А после получения третьего дана, он склоняется по пояс и ведет себя так, чтобы люди не видели и не слышали его.».
Мудрость – в понимании других,
Понимание себя – лишь озарение.
Тот, кто побеждает других – силён,
Но победивший себя – могуч.
(Дао)
В «До», мастерство в физических навыках, менее значимо, чем совершенствование духа. Но они в определенной мере необходимы. Достижение мастерства в физических навыках является «транспортным» средством, которое обеспечивает движение по Пути к главной цели. Таким образом, физическая практика, это лишь «инструмент» для изменения внутреннего состояния человека.
Дыхание в каратэ. Ногарэ и Ибуки. Ибуки (яп. いぶき — дыхание)
Постоянное дыхание плечами на Востоке считается признаком нездоровья. Частое повторение глубокого дыхания грудью оказывает влияние худшее, чем одышка. «Солнцем» боевых искусств стало нижнее дыхание животом. Помимо специального предназначения для борьбы, оно улучшает мышечный тонус, общий баланс тела, пищеварение, снимает нервное напряжение, открывает доступ к другим методам традиционной психологической подготовки. Важно, в частности, то, что дыхание животом как бы «объединяет» верхнюю и нижнюю части тела, а в единстве самого тела видится предпосылка единства тела и духа.
Первый шаг к контролю дыхания - освоение его основы. Из исходного положения - ноги на ширине плеч - надо спокойно выдыхать через нос, отводя плечи назад (но не поднимая их), пока легкие естественно не наполняются. Затем воздух спокойно вытесняется через нос (образ «шара»). При этом мышцы диафрагмы «спрессовываются» за счет опускания груди и поднимания таза (сутулиться нельзя). В конце с помощью подбивающего движения тазом вверх и сжатия ягодичных мышц (не прекращая выдоха) выталкивается остаток воздуха.
Второй этап тренировки - образное переключение. На вдохе (спокойном, через нос) можно представить, что весь воздух вселенной сконцентрировался только в нижней части живота, наполняя все тело силой природы. Выдох аналогичный, но через рот, с напряжением всех мышц тела, особенно диафрагмы. В обоих случаях вдох и выдох длятся около 30 секунд каждый.
Такое дыхание укрепляет живот, позволяет принимать мощные удары, упорядочивает процесс дыхания и способствует духовной уравновешенности. Оно снимает одышку, эмоциональные стрессы, чувство страха (не говоря уже о том, что позволяет наиболее эффективно действовать).
Третий этап тренировки - освоение специальной силовой дыхательной системы.
В японской терминологии - «ибуки» (вариант жесткого цигуна). Ибуки имеет две фазы: вдох (отрицательная «ночная» фаза), который выполняется через нос и быстро (0,5 -1 сек) и выдох (положительная «дневная» фаза), который выполняется через рот и медленно (около 5 сек) с большим напряжением всего тела. Напомним, что скульптуры стражей в буддистских храмах имеют закрытый и открытый рот, что персонифицирует пассивное и активное начало (вдох и выдох). Выдох в ибуки мощный (аналогичен крику, но не переходит в крик) - нечто среднее между сильным шипением и хрипом. Вначале его можно выполнять тихо, постепенно, усиливая мощь. Можно представить в идеале рев ракетного сопла (голосовые связки в этом звуке не участвуют). Можно представлять и другие подходящие образы, например, сочетание яростного шипения змеи с ревом тигра. В плане психотехники представляют интерес также методы овладения ибуки, которыми пользовались старые окинавские мастера. Они выходили на берег моря и делали мощный выдох против ветра (преодолевая его сопротивление), одновременно стараясь заглушить шум прибоя.
Ибуки легче всего выполнять стоя, ноги на ширине плеч. На быстрый вдох свободные руки оттягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз.
Предостережение - ибуки не рекомендуется выполнять на морозе, чтобы не переохладить носоглотку.
В дальнейшем силовое дыхание можно сочетать с разными движениями и положениями тела.
Ногарэ
Другая специальная система дыхания - ногарэ. В борьбе владение соответствующими методами нужно для сохранения дыхания в схватке, в отступательной тактике, в уклонениях и т. п.
Ногарэ отличается от ибуки бесшумным выдохом (тоже через рот) в сочетании с полным расслаблением тела
Существует два варианта выполния ногарэ:
1. Выполнение ногарэ несколько раз подряд позволяет быстро «накачать» организм кислородом и восстановить психологическое равновесие.
2.Заслуживает внимания также стабилизирующий вариант дыхания ногарэ
смысл которого состоит, в частности, в контролируемом замедлении пульса после физической или психологической нагрузки. Дыхание начинается так же, но после быстрого вдоха дыхание задерживается (4-5 сек), во время чего руки с напряжением выпрямляются пальцами вперед, а затем на бесшумном выдохе следует фаза общего расслабления - руки как бы «беспомощно» разводятся в стороны и опускаются к бедрам.
После хорошего освоения отдельных упражнений их можно выполнять в различных комбинациях - вначале в чисто учебных целях, затем, сообразуясь с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Например, если необходимо от состояния покоя постепенно перейти к состоянию готовности (к действию любого рода), можно сделать 3-5 дыханий ногарэ 1, а затем выполнить 2-3 дыхания ибуки.
При необходимости быстрого снятия психоэмоционального напряжения можно сразу и решительно (с максимальной отдачей) сделать 3-5 дыханий ибуки. Такой же прием, направленный на волевое включение резервных возможностей организма, можно использовать для «самореанимации» после сбоя дыхания (например, после сильного удара в солнечное сплетение, неудачного падения и др.) либо для выхода из полуобморочного состояния, из состояния опьянения и т. п. Если же нужно быстро восстановить силы после изнурительной работы или борьбы, то лучше выполнить следующий цикл: 3-5 дыханий ногарэ 1- для «прокачки» и «проветривания» легких, установления нормального дыхательного ритма, противодействующего одышке; 3-5 дыханий ногарэ 2 для стабилизации дыхания и замедления пульса (на задержке перед выдохом); 3-5 возбуждающих и мобилизующих дыханий ибуки.
Выбор упражнений разного рода (общих или специальных, простых и более сложных) зависит от индивидуальных особенностей человека, уровня его подготовки.