каратэ
Каратэ (karate), или карате – 空手道 (кара-тэ-до: «путь пустой руки») – боевое искусство, родиной которого считается Окинава. Такое написание было предложено в 1929 году окинавским мастером Гитином Фунакоши. До этого слово "каратэ" записывали иероглифами 唐手, что означает «китайская рука». Значение иероглифа 唐 символизировало китайскую династию Тан, а сам этот иероглиф стал в Японии синонимом Китая. Японское общество активно перенимало различные отрасли китайской культуры. Не исключением были и боевые искусства. Китайское ушу, попав на Окинаву, получило название «руки Тан».
Что же такое каратэ? Прежде всего – это один из многочисленных видов боевых искусств, разновидность ведения боя с использованием различных частей своего тела для защиты и контратаки.
Введение в название этого вида боевого искусства понятия 道 (до) – путь - подчеркивает важность наряду с освоением технической базы, духовного совершенствования занимающегося. Кроме того, Гитином Фунакоши было предложено изменение трактовки понятия пустоты 空 (кара). В его версии пустота - это не просто отсутствие в руках каратэ-ка (адепта каратэ) какого-либо оружия, это полная свобода разума - от ненависти и агрессии, духа - от беспокойства и страха, воли - от догм и предрассудков.
Технически эта система ведения боя основана на использовании защищающимся исключительно того, что ему дала природа - собственного тела. Концепция защиты является базовой линией философии практически всех стилей каратэ. "В каратэ не нападают первым - но первым наносят удар". Такое высказывание красочно описывает саму суть этого боевого искусства - мастер каратэ никогда не проявляет агрессию, он уверен в своем духе и умении и точно знает, что агрессивность бессмысленна и бесполезна. Если противник намерен атаковать и не оставляет другого выбора, его атака пресекается в самом ее начале - каратэ-ка выполняет опережающий удар или жёстко блокирует атакующее действие противника. И именно на формирование такого умения направлена вся система изучения каратэ.Третий иероглиф в написании слова – 道 – путь, подчеркивает важность следования принципам морали, духовности и самоотверженности в процессе изучения искусства боя.
Проделывая весь путь изучения каратэ от новичка до мастера, человек постепенно закаляет тело, руки, ноги - своё главное оружие, укрепляет дух, совершенствует разум. Если, однажды приступив к изучению каратэ, адепт сумеет понять и прочувствовать всю его глубину и универсальность, оно станет неотъемлемой частью его жизни. Изучая каратэ, выполняя сотни, тысячи раз одни и те же технические действия, оттачивая до совершенства каждое движение каратэ-ка постепенно приходят к осознанию собственных возможностей и пониманию того, что изучение каратэ не заканчивается изучением техники нанесения ударов и постановки блоков - оно формирует и укрепляет уверенность в отсутствии необходимости и желания применения полученных навыков, приводит к стремлению постичь взаимосвязь всего сущего в окружающем мире, придти к гармонии с самим собой и Вселенной. И стремление это естественно для любого разумного существа.
В современном мире установилась тенденция восприятия каратэ, как зрелищного вида спортивных состязаний, где на первом плане - демонстрация судьям и зрителям таких своих качеств, как сила, ловкость, скорость, гибкость, выносливость, технического и тактического мастерства - ради достижения победы над противником. При этом используется лишь та часть технического арсенала боевого искусства, которая допускается правилами соревнований. Такое отношение к каратэ связано, прежде всего, с уровнем цивилизации современного общества, отсутствием постоянной необходимости защищать собственную жизнь или жизни близких.
Однако, не следует забывать, что исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, средство самообороны, способ выжить в условиях противоборства с противниками. С этим связана практика психологического тренинга, являющаяся важнейшей составной частью любого традиционного стиля каратэ. Изучая боевые искусства, люди учатся не столько технике ведения боя, сколько образу жизни, постепенно воспитывая в себе уважение к окружающим и неприязнь к физическому противостоянию – «лучший бой – бой, который не состоялся». Принцип «Хочешь мира, готовься к войне» является основой боевых искусств, и в каратэ реализуется в понятии «иккэн-хисацу» (一剣 必殺) – одним ударом наповал. Мастерство каратэ-ка заключается в способности поразить нападающего одним движением, а высшее мастерство – в умении избежать боя, дав понять противнику, что его агрессия бессмысленна и опасна для него самого.
Во времена зарождения каратэ его родина, Окинава, была государством, находившимся в вассальной зависимости от Китая. Китайские купцы, чиновники и просто искатели лучшей жизни, переселяясь сюда, завезли на остров приемы кулачного боевого искусства ушу. Возникшее, в результате смешения китайских и местных стилей борьбы боевое искусство Тэ (рука), быстро приобрело репутацию непобедимого. В 1609 году японский князь Симадзу Иэяса со своим войском высадился на Окинаве. Японская оккупация не помешала развитию Тэ, а напротив, дополнила его технический арсенал элементами дзю-дзюцу (японская борьба без оружия), что позволило значительно усовершенствовать технику окинавского кулака. В отличие от китайского Кэмпо, в каратэ нет такого широкого использования холодного оружия. Возможно причиной этого явилось завоевание острова введение запрета на производство, ношение и хранение холодного оружия. Тем не менее, в окинавском боевом искусстве широко распространено использование подручных средств повседневного обихода (бо, тонфа, нунчаку и т.д.), что со временем сформировало независимую боевую систему – Кобудо.
В XVIII веке, наибольшей известностью на острове пользовались три школы рукопашного боя: Наха-тэ (кулак города Наха), Сюри-тэ (кулак города Сюри) и Томари-тэ (кулак города Томари). По одной из версий термин каратэ появился на Окинаве в 1790 году. Он был введен мастером Сакугава и означал «китайская рука».
В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства, и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию, врачи обратили внимание на то, что призывники с Окинавы отличался хорошей физической формой. Было установлено, что большинство из них занимались местным боевым искусством ТоТэ. Это в последствии послужило одним из аргументов для включения ТоТэ в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что каратэ начало терять черты боевого искусства, стало превращаться в военизированную гимнастику.
В Японию с острова Окинава каратэ попало в начале XX века. Одним из основных центров изучения каратэ стали клубы при университетах. Так как студент учится в университете всего несколько лет, ради привлечения занимающихся, программу подготовки в этих клубах сильно изменили по сравнению с окинавской системой обучения: молодёжь не желала изучать по несколько лет основы базовой техники. Этот процесс привёл к развитию каратэ в направлении западного спорта. Сегодня каратэ является одним из видов спорта – кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта является высокий травматизм соревнований. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешает наличие огромного количества стилей и федераций каратэ, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для признания каратэ олимпийским видом спорта.
Понятие стиля в боевых искусствах относится к характеристике приемов и технике их исполнения, а понятие школы – к целям и методам их реализации. В границах какого-либо стиля могут существовать различные школы, а в пределах одной школы могут сосуществовать и развиваться разные стили. Однако на практике отдельный стиль становится, как правило, традицией данной школы и как бы характерной ее особенностью. В настоящее время известно несколько сотен стилей каратэ. Уже много лет идут споры о преимуществах и недостатках того или иного стиля.
Дробление основ каратэ началось еще со времен его зарождения. Причина этого заложена в природе человека: одно и то же действие разные люди делают по-разному, приспосабливая под него свои физические данные, свой характер, культуру, менталитет. Поэтому вполне закономерным было появление вначале вариаций, а затем и новых направлений в боевых искусствах. Так возникли «мягкий» и «жесткий» варианты ведения поединка, техника боя, основанная на использования энергии нападающего и защищающегося, и т.п. Разные школы и стили каратэ создавались людьми конкретного психофизического типа, конкретных способностей и личного опыта. Поэтому одни школы были более универсальны, другие - менее. Одни школы делали акцент на физическую силу и агрессивность, другие – на скорость, ловкость и т.д. На протяжении веков шло создание новых стилей и школ каратэ, каждая из которых заявляла свои претензии на исключительность и абсолютную истинность.
С точки зрения общего подхода к обучению стоит разделять направления, стили и школы каратэ. Так есть спортивное, прикладное и традиционное направления каратэ. Стили каратэ стали возникать еще во времена его появления, как боевого искусства. В 1930-х годах ХХ века официально были зарегистрированы стили:
Шотокан (松涛館), основатель Гитин Фунакоши
Годзю-рю (剛柔流), основатель Тёдзюн Мияги
Вадо-рю (和道流), основатель Хиронори Оцукой
Сито-рю (糸東流), основатель Кэнва Мабуни
Сёрин-рю, основатель Сокон Мацумура
В 1950-е ХХ века в противовес распространённому в то время спортивному бесконтактному каратэ появился жёсткий контактный стиль Масутацу Оямы – Кёкусинкай (極真会). В 1970-х – 80-х возник ещё один стиль – Ашихара каратэ мастера Хидеюки Ашихара, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и уходов.
Возникают стили непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в изучаемый им стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной мастер, пройдя одну из школ карате, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ каратэ.
Уже в наши дни предпринимались попытки объединить некоторые школы каратэ, взяв из них наиболее ценное, смешивая элементы различных стилей. Эта тенденция стала возможной благодаря рассекречиванию техники и методик тренировок различных школ, объединению их в национальные и международные союзы, проведению соревнований по единым правилам, развитию информационной сети по обмену опытом, в том числе и по сети Интернет. Однако этому объединению все еще мешает яркая индивидуальность выдающихся мастеров, жесткая конкуренция при наборе учеников, невозможность создания универсального, на все случаи жизни, стиля, одинаково подходящего различным по полу, антропологическим данным, характеру, темпераменту людям.
В истории каратэ существовало и существует большое количество федераций. Вот некоторые из наиболее крупных:
JKA (Japan Karate Association) — Японская ассоциация карате
SKIF (Shotokan Karate International Federation) — Международная федерация Сётокан каратэ-до
JKS (Japan Karate Shoto Federation) — Японская федерация Сётокан Каратэ
FSKA (Funakohi Shotokan Karate Association) — Ассоциация Фунакоси Сётокан Каратэ
JSKA (Japan Shotokan Karate Association) — Японская Ассоциация Сётокан Каратэ
IFK (International Federation of Karate) — Международная федерация карате
IKO (International Kyokushinkai Organization) — Международная Организация Кёкусинкай
IBK (International Budo Kaikan) — Интернациональная организация Будо искусств
WKF (World Karate Federation) — Всемирная федерация карате
ESKA (European Shotokan Karate Association) — Европейская ассоциация Сётокан каратэ-до
WSKA (World Shotokan Karate Association) — Всемирная ассоциация Сётокан каратэ-до
WSKF (World Shotokan Karate Federation) — Всемирная федерация Сётокан каратэ-до
ITKF (International Traditon Karate Federation) — Международная федерация традиционного каратэ
WTFSKF (World Traditon Fudokan Shotokan Karate Federation) — Всемирная федерация традиционного Фудокан Сётокан каратэ-до
IOSSKA (International Okinawan Shorin-ryu Seibukan Karate Association) — Международная ассоциация окинавского Сёрин-рю Сэйбукан каратэ
WFKK (World Federation Kosiki Karate) — Всемирная Федерация Косики каратэ
IOGKF (International Okinawan Goju-Ryu Karate Federation)- Международная Федерация Окинавского Годзю-рю каратэ-до
OKIKAI (Okinawa Karate-Do Association) — Ассоциация окинавского каратэ-до
WOKKF (World Okinawa Karate & Kobudo Federation) — Всемирная Федерация Окинава Каратэ и Кобудо
Вообще же каратэ, как боевое искусство, независимо от стиля и школы, развивается естественным путем, являясь действенным средством физического и духовного совершенствования для миллионов людей. Каждый находит в каратэ то, что ищет, приспосабливая себя под каратэ и каратэ под себя. Каратэ – это путь, однажды встав на который, многие идут всю жизнь, закаляя тело, укрепляя дух, открывая в себе новые способности, постепенно приходя к выводу, что нет предела совершенству. Освоив техническое действие, каратэ-ка оттачивает мастерство в его исполнении многократными повторениями, стирая границу между физической и подсознательной, ментальной составляющей его выполнения. Занимаясь каратэ, люди учатся не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, сколько образу жизни, постигая взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в окружающем мире. Это стремление отчасти исходит от естественной природы человеческого разума, отчасти – от традиций школ и стилей, основанных выдающимися мастерами каратэ.
Исторически каратэ зародилось именно как боевое искусство, грозное оружие овладевшего им. Соответствующий военному делу психофизический тренинг считается необходимой и важнейшей составной частью каратэ, независимо от стиля. Жизнь или смерть – внутренняя суть боевого искусства – нет ни победы, ни поражения, нет необходимости в самоощущении победителя или проигравшего. Поражение – смерть, победа – жизнь. Постигая каратэ, люди учатся не столько борьбе, сколько образу жизни, исключающему неотвратимость конфликта, физического противостояния: «лучший бой – бой, который не состоялся».
Современный уклад жизни не вынуждает человека ежедневно бороться за свою жизнь, поэтому сегодня для многих видов боевых искусств акценты сместились в сторону спортивных состязаний. Однако, и по сути, и по содержанию боевое искусство и спортивное единоборство - вещи совершенно разные. В боевом искусстве главная цель – быстрое и эффективное уничтожение противника, а цель в спорте – демонстрация судьям и зрителям своего технического и тактического мастерства для достижения победы над противником, используя приемы и способы, которые дозволены правилами соревнований. Естественно отличается и психологический настрой: в боевых искусствах – не потерпеть поражение, уничтожить противника (一剣 必殺 иккэн-хисацу – «одним ударом – наповал»), в спортивных единоборствах – победить, продемонстрировав своё превосходство над противником, свои лучшие спортивные качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость и т. п.).