Хэйан
ХЭЙАН
Хэйан («Мир и покой») – в состав слова входят два иероглифа:
[хэй] - спокойствие, простой, плоский, ровный, уровень и умиротворенный.
[ан] - безопасный, мирный, стабильный, легкий и недорогой.
Для определения смысла этого слова можно применить концепцию совмещения обоих значений в единую сущность. Наиболее подходящее слово – «Умиротворенный».
Иероглифы, входящие в слово «хэйан» имеют Окинавское произношение «пинан», и изначально ката серии Хэйан, изучаемые в каратэ Шотокан, имели название Пинан. Под названием Пинан сегодня они практикуются в других стилях каратэ.
Согласно одной из версий, ката Пинан были созданы мастером каратэ Итосу Ясуцунэ на Окинаве около 1905 года. Предположительно, он создал эти ката как начальные, специально для изучения в учебных заведениях. До создания этого ряда ученики начинали изучать ката с Бассай Дай. Итосу рассчитывал упростить процесс изучения Бассай-Дай и Канку-Дай, давая сначала подводящие ката Пинан, как бы взяв техники из Бассай-Дай и Канку-Дай, и подобрав их по возрастанию сложности. Начальные ката служили введением в техники, которые позволили бы студентам приобрести навыки, необходимые для занятий более сложными ката.
С 1907 года их стали изучать в начальных школах Окинавы, поскольку они очень хорошо подходили для групповых занятий и удачно дополняли программу общефизической подготовки. По воспитательным соображениям здесь не используются опасные удары, такие, как например, в глаза или в пах.
Гитин Фунакоши переименовал ката Пинан в Хэйан. Слово «Хэйан» в определенном смысле указывает на психологическое содержание ката, поскольку на этой стадии занятий ученик должен научиться смиренности и осторожности. Изначально серия Хэйан начиналась с ката, которое сейчас идет вторым (Хэйан-нидан). Фунакоши поменял порядок ката в серии, сделав первым самое технически простое из пяти.
Хэйан-шодан
Это первое из пяти ката в ряде Хэйан в стиле Шотокан. В нем каратэ-ка встречается с блоками Гедан-барай, Аге-укэ и Шуто-укэ (рука-меч), с ударами Чудан-ой-дзуки, Джодан-тэтцуи-учи (удар молот) и Шуто-учи. Также включена техника, освобождения от захвата запястья противником и вводится понятие "тай-сабаки" (уход с линии атаки). Хэйан-шодан направлен на отработку основ базовой техники и формирует крепкий фундамент для последующего изучения приёмов каратэ. На сравнительно простых технических элементах осваивается практика объединения тела и разума, происходит развитие координации движений, тренируется пространственная ориентация.
Иногда ученики стремятся как можно быстрее овладеть мастерскими ката, забывая о том, что техничность выполнения элементов нарабатывается на лёгких движениях. Именно исполнение Хэйан-шодан показывает уровень мастерства, разницу между мастером и новичком. Поэтому практиковать данное ката следует постоянно, независимо от уровня мастерства каратэ-ка.
В Хэйан-шодан присутствуют два киай: первый - при выполнении последнего Джодан-аге-укэ в конце первой дорожки, второй - при нанесении последнего Чудан-ой-дзуки в конце второй дорожки. Это ката содержит 21 движение и исполняется приблизительно 40 секунд.
Первое действие в Хэйан-шодан - защита от атаки слева (маэ-гери) блоком гедан-барай. Далее следует контратака ой-дзуки чудан с шагом правой ногой вперед в дзэнкуцу-дачи. Следующая защита (от атаки маэ-гери в спину) - разворотом на левой ноге, выход правой ногой в дзэнкуцу-дачи в сторону атакующего с блоком гадан-барай. После атаки маэ-гери Тори захватывает блокирующую руку Укэ. Укэ: освобождение от захвата разворотом бедер, сокращением стойки и вращением предплечья - контратака освобожденной рукой тэцуи-учи в ключицу или голову Тори с переходом левой ногой вперед в дзэнкуцу-дачи с ой-дзуки.
Общие рекомендации
При освоении Хэйан-шодан ученик постигает подлинный смысл и основные положения всего формального комплекса ката — важнейшей составной части традиционного каратэ. Поэтому на тренировках необходимо строго следить за четкостью выполнения упражнения в целом, а движения не должны быть слишком частыми. Уже на начальном этапе обучения необходимо выработать в себе ощущение пространства, в котором совершается ката (бой). Кроме всего прочего, тренируясь, следует учитывать и такие тонкости, как механика движения тела, особенно при Джодан-тэтцуи-учи, применяемого как средство защиты от соперника, пытающегося осуществить захват одной или обеими руками. Имеются и менее размашистые варианты такой защиты, когда отбивается лишь одна рука нападающего, а нога выполняющего ката каратэ-ка выходит вперед в классическую стойку Дзэнкуцу-дачи с Джодан-тэтцуи-учи. При начальном изучении ката (вплоть до желтого пояса) не имеет смысла заострять внимание на разжимании кулака перед Аге-укэ. В последствии действие разжатой рукой не представляет особой сложности.
Хэйан-нидан
Как уже было упомянуто, первоначально Хэйан-нидан был первым в ряде Хэйанов. Однако Гичин Фунакоши изменил порядок ката, посчитав это ката более сложным. В нем появляются элементы Гери-ваза (техника ударов ногами) – ёко-гери-кеаге (подбивающий удар вбок) и маэ-гери-чудан (удар ногой вперёд). Кроме того, вводятся удары ура-дзуки (удар кулаком снизу-вверх), уракен-учи (удар обратной стороной кулака), нукитэ (удар кончиками пальцев, рука-нож), гияку-дзуки, блоки джодан-хайван-сокумэн-ёко-укэ (верхний блок внешней стороной предплечья) и чудан-моротэ-учи-укэ (усиленный блок обеими руками).
Ключевым моментом Хэйан-нидан является работа бёдер при выполнение блоков и ударов. Следует обратить особое внимание на обратную дорожку – в связке чудан-маэ-гери-кеаге / чудан-гияку-дзуки / чудан-учи-укэ именно работа бедёр создаёт необходимую мощность. Следует также заметить, что в первых двух связках ката колено в кокуцу-дачи должно оставаться на месте (у новичков заднее колено в этой стойке часто «гуляет») - работают только бедра и руки. Важно полностью овладеть движением в противоположную сторону и движениями бедра при исполнении блока изнутри наружу.
В Хэйан-нидан присутствуют два киай. Первый – в конце первой дорожки при выполнении чудан-нукитэ, второй - на джодан-аге-укэ в конце ката. Хэйан-нидан содержит 26 движений и исполняется приблизительно 40 секунд.
Общие рекомендации
Ката Хэйан-нидан заметно сложнее предыдущего (в него входят техники, выполняемые на одной ноге, а также новые стойки и контрприемы). К ученику, на этой стадии овладения искусством ката, предъявляются еще более повышенные требования. Например - включена техника ударов ногами. Сложность этого ката заключается, главным образом, в первых приемах (в кокуцу-дачи) и в комбинациях с маэ-гери. Все приемы следует хорошо отрабатывать перед зеркалом, тогда будет проще овладеть своим телом. Это ката должно выполняться так же акцентировано и "чисто", как и предыдущее, несмотря на то, что значение ритма здесь возросло и придерживаться его стало значительно труднее.
Хэйан Сандан
Третье ката в ряду Хэйанов. Многие ученики находят его особенно привлекательным.
В ката используется жёсткая стойка киба-дачи (железный всадник), впервые встречается одновременное исполнение двух блоков – гедан-барай и чудан-учи-укэ (во втором и четвёртом движениях ката). Также введены новые техники: блок чудан-хайшу-укэ и удар джодан-маваши-дзуки. Хэйан Сандан тренирует навык сохранять низко и прочно центр тяжести (обратная дорожка с киба-дачи), развивает умение работать на короткой дистанции, совершая одновременно блокирующую и атакующую технику. Один из наиболее сложных элементов ката – быстрое последовательное блокирование и нанесение контр-удара в стойке киба-дачи. Важным моментом ката является овладение техникой ёри-аши (скользящий шаг). В Хэйан Сандан присутствуют два киай: первый – чудан-ой-дзукив конце первой дорожки, второй – джодан-маваши-дзуки в конце ката. Это ката содержит 23 движения и исполняется приблизительно 40 секунд.
Общие рекомендации
Хэйан Сандан отличается гораздо большим разнообразием технического арсенала, чем предыдущие ката. В этом ката вводится новая стойка - киба-дачи, которая используется в динамичных контратакующих технических связках. Обычно для большинства учеников киба-дачи является довольно сложной стойкой, потому ее изучению следует уделить особое внимание.