Учителя
Учителя Гитина Фунакоши
Ясуцуне (Анко) Адзато (Ясудзато) (Yasutsune (Anko) Azato (окинав. - Yasuzato), 1827-1906)
Из книги «Каратэ-До-Итиро»: «...Мне несомненно повезло в жизни, я дружил со старшим сыном мастера Адзато. Я могу лишь благодарить судьбу, что среди моих жизненных наставников оказался великий мастер Ясуцуне Адзато. На Окинаве главенствовали два семейства - Удун и Тоноки (Tonoki). К семейству Удун принадлежали крупные землевладельцы, равные по знатности японским даймё (daimyo). В Тоноки входили средние землевладельцы, владельцы отдельных городов и деревень. Мастер Адзато был из Тоноки и владел деревней с тем же именем Адзато, которая находилась между городами Наха и Сюри.
Мой учитель, Адзато Анко, был благородного происхождения, он имел ранг Тикудун-но-Петин. Несмотря на свое высокое имя, поэтические произведения он предпочитал подписывать именем Ринкакусай (Rinkakusai). В детстве Адзато считался «вундеркиндом», потому что превосходил своих сверстников в изучении боевых искусств и классической литературы. С момента, когда Окинава перешла под юрисдикцию Японии, и королевство Рюкю перестало существовать, Адзато перешел на политическую деятельность и даже занимал пост государственного министра.
Современник Адзато, мастер Итосу Анко, был для него больше, чем только уважаемый коллега, они были очень близкими друзьями. Благодаря рекомендации Адзато, Итосу получил должность личного секретаря при дворе короля. Мастер Итосу возглавлял общественное движение за введение боевых дисциплин в программу школьного образования. Итосу имел огромное влияние на развитие и руководство Каратэ, о степени его мастерства знал каждый окинавский школьник. Оба, и Адзато и Итосу, рассматривались как братство Буси и были безмерно уважаемыми. Адзато и Итосу изучали То-Тэ у мастера Мацумура Сокон, большого специалиста в китайских боевых стилях. Обучение у мастера Мацумура было очень строгим. Учеба проводилась неизменно рано утром, до рассвета, без всяких отговорок за прогулы.
Сенсей Адзато закончил школу с отличием. Особенно он был силен в классической китайской литературе. За блестящие успехи, в школе он получал стипендию, размер которой был больше, чем плата за обучение.
Во времена юности учителя Адзато немногие мастера боевых искусств могли себе позволить специальное учебное оборудование для практики. Но, мастер Адзато был исключением, он был богат и занимал высокое общественное положение. Все его дома, в которых он жил, напоминали учебные залы с арсеналами. В них были установлены макивара (makiwara – гибкая доска, врытая в землю), развешено и разложено разнообразное боевое и учебное оружие – боккены, мечи различных конфигураций, деревянные манекены (с деревянными руками и ногами по образцу манекенов Мук-Ян-Чун для китайского Цюань-Фа), каменные веса (sashi-ishi) и железные шары для развития силы, щиты и копья, цепы (nun-chaku), железные палицы (вероятно - sai) и даже механизмы с манекенами деревянных лошадей для практики конной стрельбы из лука (Кюба-но-Мити). Мастер Адзато всегда предпочитал окружать себя обстановкой, в которой он мог попрактиковаться в любой момент.
Превосходя многих мастеров различных боевых искусств мастер Адзато очень любил искусство верховой езды, которое он изучал у сенсея Мегата (Megata), мастера, который учил самого юного императора Мейдзи. Сенсей стал брать уроки западной верховой езды у мастера Мегата, потому это искусство тогда было очень модно. Мастер Мегата рассказывал: «Мои занятия проходили около императорских ворот Хиракава (Hirakawa). Адзато наблюдал за занятиями. Он хотел опробовать новое западное седло, но был слишком скромен, чтобы просить об этом, тогда я сам предложил ему это. Наконец, после некоторых уговоров, Адзато сел в седло и продемонстрировал блестящее управление лошадью.» Я думаю, что мастер Адзато являл собой совершенный пример выражения «Если человек превосходит других в одном деле, то он превзойдет всех и в остальных».
Стрельбу из лука (Кю-До) Сенсей изучал у мастера Секигути (Sekiguchi), искусство меча Дзиген-Рю (Jigen-Ryu) у известного японского мастера Исуин Ясухиро (Ishuin Yashichiro, у него же учился и мастер Мацумура) из клана Сацума. Среди прочих боевых дисциплин, искусство меча Сенсей выделял особо. Я помню, всякий раз, воодушевленный после очередной победы, Сенсей говорил: «Я готов сражаться в любое время, если противник - мастер». По моему мнению, Сенсей был великолепен в Каратэ, но настоящей его страстью был меч.».
Ямагути Гоген (Yamaguchi Gogen, 1909-1989), еще ребенком начал заниматься в Дзиген-Рю у мастера Кирино Тосиаки (соратника по сацумскому восстанию Сайго Такомори. Говорят, именно он был кай-сяку (помощник при сеппуку) Сайго) из клана Сацума. Кирино считался одним из лучшим японских мастеров своего времени. Говорили, что он мог разрубить мечом падающую каплю воды! Правда, легенды всегда преувеличивают. Во всяком случае, достоверно известно, что он проиграл поединок мастеру Адзато. Правда, мастер Адзато прекрасно знал технику Кирино, так как сам был знатоком Дзиген-Рю. Из книги "Каратэ-До-Итиро": «... Рискуя показаться самонадеянным, хочу, однако, рассказать пару историй о мастере Адзато. Однажды ночью, кто-то проник в дом Адзато. Проснувшись от шума, Сенсей поднялся с постели, чтобы выяснить что происходит, и неожиданно в гостиной столкнулся нос к носу с непрошенным гостем. Несмотря на то, что это противостояние длилось менее минуты, он понял, невзирая на темноту, что тот был такого размера, что ему вряд ли удалось бы его схватить. Перемещаясь с ловкостью гимнаста среди мебели, человек выпрыгнул из окна, оттуда на стену, окружающую дом, а затем на крышу соседнего дома. Сенсей пытался его преследовать, но он бесследно исчез. Позже Сенсей организовал расследование, чтобы узнать, что это был за человек. Оказалось, что его нанимали проверять навыки мастеров посредством своеобразного инцидента. В прежние времена королевства Рюкю такое часто случалось.
Однажды на Сенсея и его друга Итосу вознамерились напасть хулиганы, человек 20-30. Не успев обговорить сложившуюся ситуацию и исходя из того, что место для боя было неудачным, они заняли оборону в ближайшем доме. По крайней мере, там они могли переждать, что толпа рассеится, а если они решат атаковать, то в доме это будет происходить на более равных условиях. Хулиганы решили напасть и заполонили дом, как пчелы улей. Адзато выпрыгнул из окна и для нападавших стало неприятным сюрпризом, когда он начал раскидывать их по сторонам. Мастер Итосу, державший оборону с другой стороны дома, вполне аргументированно и очень быстро начал «убеждать» нападавших, что они поступили глупо. Несмотря на то, что мастер Адзато предпочитал наносить удар только одной формой кулака (он очень любил применять иппон-кен), этого было достаточно, чтобы раскидать нападавших, а блоки Адзато были настолько эффективны, что некоторые из молодых налетчиков были серьезно ранены. Но, несмотря на достижения Адзато, гора жертв у мастера Итосу оказалась несравненно больше.
Кроме своего мастерства, Адзато был известен невероятной силой. Однажды, когда ему было только 17, он с расстояния 4 километров принес на плечах в свой дом в Кёдзука (Kyozuka) два больших камня, весящих каждый более 30 кг. Испытания силы часто проводились на залитых лунным светом дорогах старой Окинавы, когда молодые люди старались завоевать себе репутацию, устраивая различные подвиги силы и храбрости. Сенсей был одним из таких. За силу и техническое мастерство в боевых искусствах он снискал себе такое уважение, что народ его называл Воин (Буси - Bushi) Адзато.
Один мой близкий друг Сёко (Shoko), рассказал мне историю о Канна Йосин (Kanna Yoshin). Такого типа истории широко распространены в китайской или японской классической литературе. Они объясняют важность в боевых искусствах объединения физического и духовного начала. Старое выражение Бун-Бу-Рё-До (Bun-Bu-Ryo-Do, букв. - культура и боевое искусство - один Путь), как нельзя точно соответствует истории Канна.
Мастер Канна был мощного телосложения, его руки, плечи и шея вздувались буграми мышц, поэтому народ прозвал его «Верзила Канна». Как и мастер Адзато, Канна предпочитал искусство меча. Но, невзирая на удивительные природные данные, мастеру Канна никогда не удавалось победить Сенсея, хотя он пробовал несколько раз. Честолюбие мастера Канна было ущемлено, как ни старался он усиленно тренироваться, это не помогало ему. Ограниченность Канна только на физическом обучении, препятствовала возможности преодоления Адзато, который обладал прекрасной интуицией (гокуи) и мог разрушать любые планы соперников.
Я помню разговор с Сенсеем, о важности обучения стратегии, чтобы преодолевать любого противника. «В боевом искусстве важно учиться своего рода проницательности, чтобы уметь оценивать ум противника». Среди людей существуют, более менее, три типа ума. Первый - Ман (Man) – человек, не умеющий рассуждать. Второй – Соон (Soon) – человек, рассуждающий стандартно. Третий – Эцу (Etsu) – человек, способный преодолевать стандарты и использовать свою интуицию. Канна – Ман, типичный сверхуспевающий ученик, его ум самонадеянный и не сомневающийся ни в чем. «Поэтому», - сказал Сенсей, - «если вы умеете заранее правильно оценить тип ума противника, вы всегда сумеете воспользоваться его слабостями». Все безуспешные попытки Канна победить Адзато были результатом состояния его ума. Мастер Адзато просто использовал типы Соон и Эцу, чтобы преодолеть Ман Канна. Сенсей говорил: «Не имеет значения какое боевое искусство, Меч или То-Тэ, принципы тактики одни те же. Например, для обмана противника можно намеренно открыться в защите, чтобы спровоцировать его на атаку, а затем использовать его движение. Но, если человек не знает свои собственные слабые места, то он не может быть уверен, что слабые места противника, которые он обнаружил, не являются ловушкой.».
Как я уже упоминал, мой учитель был хорошо образованным воином королевства Рюкю, который внес большой вклад в культуру Окинавы. Кроме боевого мастерства, он был одной из двух самых заметных политических фигур своего времени. Другой был – г-н Исадо Сеиеи (Ishado Seiei). Сенсей имел близкие отношения с различными знаменитостями и главными политическими деятелями Японии, включая премьер-министра, который считал Адзато интеллектуалом и большим специалистом в политических вопросах.
После того, как Япония перешла от феодализма к демократии, Окинава стала официально считаться частью японской империи. Попытки культурной ассимиляции окинавцев по японскому образцу вызвали беспорядки и волнения, в которых немалую роль играли такие люди, как Адзато и Исадо. Совместно с радикально настроенными политическими силами на Окинаве, возникшими после китайско-японской войны (1894/95), авторитет Адзато резко возрос. Его Превосходительство, маркиз Сё-Тай (Sho-Tai - бывший король Рюкю (1866-1879) после ликвидации его владений от японского императора получил титул маркиза) получал советы и политическую помощь от таких людей, как Адзато и Исадо, в поисках усиления экономики и общественной морали на Окинаве. Коллективные усилия Адзато и Исадо в поддержке маркиза Сё привели к созданию Кодо-Кай (Kodo-Kai - предшественник парламентского правительства Окинавы). В течение Мейдзи, эпохи больших политических изменений в Японии, Кодо-Кай неявно поддерживал политику материка и стремился уменьшить его влияние на Окинаву. Среди новых социальных изменений, в том числе и отменялись самурайские стрижки магэ (chong-mage – высший узел). Но несмотря на некоторую оппозицию по отношению к Японии, при значительной степени поддержке Кодо-Кай, преобразования на острове были проведены успешно. Через некоторое время, после присоединения Окинавы, королевская семья Рюкю, переехала в свою токийскую резиденцию, расположенную в Кодзимати (Kojimachi), недалеко от района Ёцуйя (Yotsuya). Мастер Адзато оставался в центре политической деятельности Окинавы до момента своей отставки.
История, произошедшая в деревне Адзато, рассказывает о том, как люди недостойного поведения, могут возомнить себя полубогами. В деревне Адзато образовалась группировка молодых людей довольно низких духовных качеств. Они находили удовольствие в хвастовстве и иногда по ночам избивали прохожих, заранее выбирая слабых или беспомощных. О деревне Адзато стали ходить дурные слухи. Узнав об этом, хозяин Адзато решил навести порядок в деревне. Поздно ночью, переодевшись в одежду попроще, он решил пройтись по деревне. Через некоторое время, под прикрытием темноты, без всякого предупреждения и неспровокационных действий, на него напал какой-то человек. Не собираясь причинить смертельный вред этому человеку, Адзато оглушил его одним ударом кулака по голове. На следующее утро Адзато вызвал к себе деревенского старосту и приказал ему собрать всех людей в деревенском центре, чтобы поговорить о сложившейся ситуации. Так как всем было интересно, что скажет хозяин, то пришли почти все, за исключение одного молодого человека. Когда Адзато спросил почему его нет, то ему ответили, что он очень болен. Поняв, что больной является как раз тем человеком, который напал на него, Адзато приказал послать за ним паланкин. Вскоре его принести, голова молодого человека была украшена свежей повязкой. Выставив его перед всеми жителями деревни, Адзато спросил, что случилось с головой? Неспособный двигаться от боли, молодой человек пробормотал, - «я вчера вечером был пьян и упал в канаву». Удрученный откровенной ложью, Адзато предупредил, - «не пытайся мне врать». После этого Адзато обратился к жителям деревни и рассказал о том, что узнав о слухах, которые ходят об его деревне, он решил проверить их достоверность сам. «Вчера вечером, это был я», - сказал Адзато, обращаясь к молодому человеку, - «кто ударил вас при вашем бессмысленном нападении.». Наконец, молодой человек признался и попросил прощения. С тех пор в деревне Адзато стало тихо и люди вновь могли безопасно перемещаться по ночам.».
Из Каратэ-До-Ньюмон: «...Однажды я шел в гости к своим родственникам в деревню. Дорога шла через небольшой лес. Уже смеркалось, и поэтому я даже не удивился, когда прямо передо мной выросли две фигуры. «Эй, ты, заморыш!» - закричали они, - «ну-ка, живо выворачивай карманы и не вздумай сопротивляться!» - один из нападавших держал увесистую дубинку, но обращался с ней крайне неумело. Другой так забавно выставил кулаки, что было видно - он не мастер. Я мог бы без труда справиться с обоими, но вместо этого сказал: «У меня нет денег», - и в доказательство вывернул карманы. По правде говоря, у меня было с собой лишь немного пирожного-мандзю, которое я нес в подарок своим родственникам. «Мандзю-ю-ю», - скривились грабители, - «ну, ладно, давай его сюда!» - выхватив у меня из рук пирожные, нападавшие скрылись из виду, а я спокойно пошел своей дорогой. Спустя несколько дней, беседуя со своими учителями Адзато и Итосу, я рассказал им о своем приключении. «Ты поступил правильно», - сказал Итосу, - «время, потраченное тобой на обучение, не пропало даром». «Ты был прав», - согласился Адзато, - «это истинное понимание духа боевых искусств».
В одной из своих первых книг я написал: «Не забывайте мудрые слова Лао-Цзы (Дао-Дэ-Цзин) «Высокое и крепкое дерево сметет ураган». Главные нравственные ориентиры Каратэ-До – благоразумие, осторожность и скромность. Если в конфликте любой силы и серьезности дело дошло до Каратэ, то это становится вопросом жизни и смерти. Жизнь и так коротка, зачем нам придумывать себе проблемы?».
Из Каратэ-До-Итиро: «...Несмотря на то, что о мастере Адзато существует бесчисленное количество рассказов, я полагаю, что в приведенных мною историях я достаточно охарактеризовал его. Еще хочу добавить, что мастер Адзато, удалившись от общественной деятельности, собирался написать книгу о боевых искусствах, но, к сожалению, не успел. Мастер Адзато говорил: «Цель боевого искусства заключается не только в том, чтобы иметь сильное и здоровое тело, но и в том, чтобы развить свой ум и несокрушимый дух. Боевые искусства помогают достичь внутренней гармонии. Об этом следует всегда помнить.».
Его любимыми книгами были Сун-Цзы «Искусство войны» и «Шесть стратегий войны», Лао-Цзы « Тао-Те-Цзын» , Сан-Лю, «Вей-Рю-Ци», «Су-Ма-Фа» и «Тан-Лин-Вен-Туи». При этом мастер Адзато считал, что трактат «Искусство войны» является Библией для всех боевых искусств. Всякий раз, не могу не ощущать грусти, когда думаю о неизданной Сенсеем книге, сколько интересного, своих знаний и мировоззрений он мог передать будущим поколениям.».
Мастер Адзато заложил в Фунакоши основы высочайшего духа и технического мастерства. Обучение мастера Адзато было основано на традиционным способе – через изучение ката. Мастер Фунакоши основывался также на этой методике. У своего учителя он перенял правило: 3 года на одно ката.
Ученики мастера Адзато: Канкен Тояма, Осиро Тёдо. Один из внуков мастера Адзато – Йориюки Ясудзато (Yoriyuki Yasuzato, 1906-1976) – в начале 1930-ых годов, переехал Японию, где основал Сёбу-Кан (Shobu-Kan), в котором преподается классический стиль Сюри-Тэ.
Ясуцуне (Анко) Итосу (Сису) (Yasutsune (Anko) Itosu (окинав. - Shishu)) (1830/32?-1915)
По случайному совпадению, у обоих первых учителей Фунакоши было одинаковое имя – Ясуцуне, но внешне они являли полную противоположность. Мастер Адзато – высокорослый, крепкий, с внимательным, пронзительным взглядом, настоящий самурай древности. Мастер Итосу был небольшого роста, коренаст и физический силен, но внешне он больше напоминал большого благодушного ребенка.
Мастер Итосу родился в Гибо (или Сюри-но-Тобару (Shuri-no-Tobaru) в районе города Сюри. Когда Анко был еще мал, его семья перебралась в Ямакава-Сё, где и вырос будущий мастер. Он происходил из семьи сидзоку, которая имела ранг Тикудун-но-Петин. Мастер Итосу был хорошо образован, прекрасно разбирался в классической китайской литературе, достиг успехов в искусстве каллиграфии, был знатоком Дао. В 23 года Итосу, при содействии мастера Адзато, выдержал экзамен для государственной службы и получил должность секретаря (хисся) при дворе последнего короля Рюкю Сё-Тай (Sho-Tai), и прослужил в этой должности, пока Окинава не была официально присоединена к Японии и ликвидировано королевство Рюкю.
Из Каратэ-До-Ньюмон: «...Я вместе с сыном Адзато учился у мастера Итосу. Кроме нас, у него было еще 2-3 ученика. Я просыпался до зари, и шел 4 км к дому Итосу. А когда возвращался, то народ еще только просыпался. У мастера Итосу я изучал его «фирменное» ката - Текки. На изучение каждого варианта Текки мне потребовалось, примерно 3 года, несмотря на то, что запомнить схему и порядок движений не так уж сложно, достаточно пары часов. Но в те времена обучение было строгим. Сам мастер Итосу часто повторял: «Проще всего – это выучить Текки, труднее всего – тоже выучить Текки». Мастер Итосу был невероятно физически силен, он мог рукой раздавить ствол бамбука. Его тело было словно выковано из железа, и казалось, что он не уязвим. Он мог выдерживать удары чудовищной мощи, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства, при этом мог свалить с ног сам кого угодно. Как говорил Итосу: «Если не чувствуешь боли от ударов, то они теряют свой смысл».
Трудно с точностью сказать, кто был первым учителем у Итосу - китайский мастер Гусукума (Gusukuma, окинав. – Shinpan, 1830-?) из Томари или мастер Мацумура из Сюри. О китайском мастере Гусукума Фунакоши в двух своих книгах Рентан-Госин-Тоу-Ти-Дзюцу (1925) и Каратэ-До-Кёхан (1935) писал, что учениками китайского мастера Гусукума из провинции Фуцзянь (она же - Путянь), судно которого было выброшено тайфуном на берег Окинавы, были Сирома Синпан (Shiroma Shinpan, 1890-1954), Канагусуку Санда (Kanagusuku Sanda, 1841 -1921 ), Тикудун-но-Петин Косаку Мацумора (Chikudun-no-Pechin Matsumora Kosaku, 1829-1898), Петин Кокан Оядомари (Pechin Kokan Oyatomari, 1831-1905), Гике Ямада (Gike Yamada), Накадзато (Nakazato), Гики Ямадзато (Giki Yamazato, 1866-1947, сын Гикей (Gikei)) и Сейдзин Тогути (Seijin Toguchi, «Одноглазый», 1895-1937) из Томари.
Фунакоши писал: «...Мастера Сирома Синпан, Канесиро (Kaneshiro), Косаку Мацумора, Гики Ямадзато и некоторые другие из Томари были учениками мастера Тайка (Taika), который происходил из китайской провинции Фуцзянь. Сакияма Китоку (Kitoku Sakiyama, 1830-1915), Гуси (Gushi) и Сейко Нагахама (Nagahama Seiko) – все из Наха были учениками Бу-Кен (Bu-Ken). Мастера Мацумура из Сюри и Маедзато из Кумемура (селение недалеко от Сюри, населенное, в основном китайцами) учились у китайского мастера Томоёри (Tomoyori/Tomoyose). Мастера Симабуку (Shimabuku) из Уэмондоно (Uemondono), Хикаси (Hikashi) из Кюненбоя (Kyunenboya), Се (Se) из Наха, Кувае (Ryosei Kuwae, 1858–1920) и некоторые другие были учениками китайского мастера Тайтей Кодзё (Taitei Kojo, окинав. – Когусуку (Kogusoku) 1837-1919).».
Кроме того, в газетной статье мастер Фунакоши писал: «В связи с тем, что китаец из Фуцзянь (Fukushu-an-Nan), потерпевший кораблекрушение (по другой версии, он был контрабантистом товаров) на побережье Рюкю, недалеко от города Томари, спешил вернуться на родину, он успел передать следующие формы - мастерам Сирома Синпан и Санда Канагусуку – Тинто (Chinto), Косаку Мацумора и Кокан Оядомари - Тинте (Chinte), Гики Ямадзато - Дзиин (Jiin) и Накадзато - Дзюте (Jitte) - все они из Томари.». (Shoto, 1914).
Но возможно, наибольшее влияние на Итосу, оказал мастер Мацумура, в ученики к которому Итосу поступил, когда ему уже исполнилось 30 лет. В то время мастер Мацумура был одним из самым авторитетных мастеров стиля Сёрин-Рю. Сам мастер Мацумура был учеником мастера Сатунуку Сакугава (То-Тэ) Канга (Satunuku Sakugawa (To-De) Kanga, 1733-1815. Кроме учебы у мастера Мацумура, мастер Итосу много занимался самостоятельно. Из книги мастера Тёки Мотобу (Choki Motobu, 1871-1943) Ватаси-но-Каратэ-Дзюцу (Watashi-no-Karate-Jutsu, 1932): «Мастер Итосу был учеником мастера Мацумура, который не возлагал на него больших надежд, поскольку считал, что Итосу чрезмерно медлителен. Несмотря на то, что Итосу был старательным учеником, мастер Мацумура был мало внимателен к нему, поэтому Итосу перешел к другому учителю – мастеру Сейко Нагахама (Seiko Nagahama, Сёрей-Рю).
Мастер Нагахама в то время был не менее известен, чем мастер Мацумура, но его методы полностью отличались от Мацумура. Мастер Нагахама отдавал приоритет физической подготовке. Очевидно, такой метод хорошо подходил для Итосу и он достиг таких успехов, что мастер Нагахама считал его лучшим учеником и своей «правой рукой». Скорее всего, это мастер Нагахама поставил Итосу его болевую выносливость. Практика закалки тела свойственна стилю Сёрей. Говорят, что у мастера Хигасионна тело было вообще невосприимчивым к ударам. Также и его последователь, мастер Тёдзун Мияги (Miyagi Chojun, окинав. – Миягусуку, 1888-1953), вырабатывал у своих учеников устойчивость к ударам. Ученики Мияги могли в течение часа обороняться от сильных партнеров, которые сменялись каждые 10 минут (Наэ-кумитэ – учебный бой с постоянной сменой партнеров). Мияги, следуя традиции своего учителя Хигасионна, советовал ставить блоки только от ударов в голову, шею и пах, а все остальные принимать на тело. Все же техника мягких уходов с линии атаки в Сёрей-Рю была значительно беднее, чем в Сёрин-Рю (стиль Мацумура), и его последователи, в основном, полагались на внутреннюю энергию и могучую физическую подготовку. Мастер Мияги утверждал, что удар на тело можно принимать не столько благодаря мощному мышечному покрову, сколько умению использовать свое внутреннее «Ки» (энергия) и отбирать ее от противника. И в этой концепции ощущается сильное влияние китайских методов, а точнее раздела Ней-Гун (внутреннее мастерство) или Ци-Гун (мастерство в управлении Ци; япон. - Ки), который содержал хитроумные методы развития энергетических боевых способностей.
После неожиданной смерти мастера Нагахама, Итосу стал подумывать о возвращении к мастеру Мацумура, но, скорее всего, он так и не вернулся к нему.». Из рассказов двух мастеров, Фунакоши и Мотобу, можно сделать определенный вывод, Итосу учился у мастера Мацумура. И вероятнее всего, после смерти мастера Нагахама, Итосу стал учеником китайского мастера Гусукума из Томари. Это объясняет знание мастером Итосу ката Рохай и Вансю, которые практиковались тогда в городе Томари. Как известно, мастер Мацумура не преподавал эти ката. Итосу преподавал Вансю, так же, как и Рохай, который развил в три варианта, основывающиеся на оригинальной форме Тумаи-Ти (Tumai-Di - Томари-Тэ). Мастер Итосу не знал ката Сейсан, которое в свое время преподавал мастер Мацумура. Если первым учителем Итосу был Мацумура, то он конечно же знал бы его. Объяснение отсутствия у него Сейсан может объясняться только тем, что это ката не традиционно для Томари-Тэ. Например, Оядомари (Oyadomari) из стиля Мацумора-ха-Тумаи-Ти (Matsumora-ha-Tumai-Di) - ученик мастера Токасики Икен (Tokashiki Iken, основатель Гохаку-Кай (Gohaku-Kai)) также не практиковал Сейсан, так как оно не относится к традиционным ката Томари. В любом случае, все ката Итосу, очевидно относятся к Томари-Тэ, но значительно им изменены по сравнению с их ортодоксальными формами. Проанализировав дошедшие до нас ката Тумаи-Ти, можно заметить, что Итосу, используя свой накопленный опыт, сильно изменил их в соответствии со своими целями. Ортодоксальные формы имели больше техник открытых рук, стиль исполнения был более мягок и более быстр.
Из книге Марка Бишопа (Mark Bishop) «Окинавское Каратэ: учителя, стили и секреты техники» (Okinawan Karate: Teachers, Styles And Secret Techniques) приведено сравнение стиля мастера Адзато (мастер Дзиген-Рю и ученик Мацумура) и Итосу: «..Мастер Адзато считал, что руки и ноги – это опасное колющее и режущее оружие, поэтому нужно всячески избегать любых возможных контактов с противником. (Образ, видимо заимствованный из китайских боевых искусств. Например, Фань-Цинянь – легендарная основательница стиля Фей-Хэ-Цюань (Летящий журавль): «Пусть руки твои летят, как веера; убирай руку мягко, как вата, выбрасывай руку быстро, словно выпускаешь стрелу». Технически этот стиль включает в себя широкие ударами ладонями и предплечьями, наносимые хлестко, наотмашь с мощным и гибким поворотом всего тела.) Мастер Итосу считал наоборот, что не обязательно так тщательно оберегать свое тело, его нужно просто закалить, чтобы оно стало нечувствительным к любым ударам (что свойственно Сёрей-Рю)». Ученик Итосу, Тёсин Тибана (Chibana Choshin, 1885-1969, основатель Кобаяси-Рю) вспоминал, что Итосу действительно достиг удивительной болевой выносливости, на что ему мастер Мацумура когда-то сказал: «Вы, Итосу, своим мощным ударом действительно можете свалить кого угодно, но вряд ли вы сумеете меня достать.».
Когда было ликвидировано королевство Рюкю, Итосу оказался в лучшем положении, чем другие сидзоку, он остался в должности секретаря, хотя и получал небольшое жалованье. Он был уволен весной 1888 года, когда уже прекратились выплаты сидзоку денежных субсидий на поиск работы. Видимо тогда, чтобы хоть как-то зарабатывать, мастер Итосу начал обучать всех желающих То-Тэ.
В 1890-1900-ые годы мастер Итосу создал свои версии ката: Бассай 1-2, Кусанку 1-2, Сихо-Кусанку, Дзион, Дзютэ, Дзиин, Вансю, Тинтэй, Усэйси, Тинто, Рохай 1-3, Найханти 1-3. Он предложил Департаменту образования префектуры Окинава включить преподавание То-Тэ в качестве предмета физической культуры. Инициатива Итосу встретила поддержку у губернатора префектуры Окинава (1892-1908) Нарахара (Когоро) Сигэру (Narahara (Kogoro) Shigeru). Бывший самурай клана Сацума, Нарахара был мастером Дзиген-Рю. Он считал, что местное боевое искусство является не менее эффективным средством физического развития и укрепления духа, чем японское Бу-До. Положительное решение по этому предложению было принято в апреле 1901 года, когда управляющий школами префектуры Окинава разрешил преподавание То-Тэ в обычной начальной школе города Сюри в порядке эксперимента. При этом, Итосу понимал, что То-Тэ, в его традиционной форме, чрезвычайно опасно, поэтому он пересмотрел ката, исключив из них наиболее травмоопасные приемы. Во многих ката, которые практикуются сейчас с кулаками, раньше применялось нукитэ, либо руки держались открытыми для захватов или контратаки . Это изменение было сделано для облегчения группового обучения, так как использование техники открытых рук требует тренировки подвижности и сильных пальцев, что являлось трудным для большинства учеников. Мастер Гима в 1982 году рассказывал: «Когда я еще был учеником на Окинаве, моим учителем был мастер Ябу Кенцу (Yabu Kentsu, 1866-1937). Мастер Ябу показывал нам методы нукитэ, в которых он был исключительным мастером, но при этом говорил: «Для вас слишком сложно и опасно делать как я, лучше вместо нукитэ складывайте пальцы в сейкен (обычный сжатый кулак).».
Также Итосу стремился отказаться от агрессивного характера методов, которые предназначены для убийства противника. Поэтому во многих местах, где сейчас используется сейкен, раньше они выполнялись иными видами кулака, предназначенными для нанесения проникающих ударов с тяжелыми последствиями. К тому же крепко сжатый кулак более безопасен для бьющего, так как предотвращает переломы пальцев.
Мастер Итосу впервые при нумерации ката Пинан и Найханти, применил иной принцип, чем действовавший ранее заимствованный из Китая, где формальные комплексы было принято обозначать порядковым числом и словом «последовательность». Итосу обозначал также порядковым числом, но с другим словом «дан» (уровень): сё-дан – начальный уровень, ни-дан – второй уровень и т.д. Согласно Энциклопедии Бу-До: «Итосу, ученик Мацумура, для классификации ката впервые применил термин «Дан» из Дзиген-Рю, следуя совету своего мастера». (Дзиген-Рю - школа меча, существовавшая, в основном, во времена правления Сацума, к которому Мацумура в 1832 году был послан с миссией.). Также следует признать, что реформа Итосу осложнила понимание технического значения некоторых элементов ката. Его цель облегчения практики для учеников с одновременным прекращением традиции тайной передачи имела неоднозначные последствия, которые привели к возникновению различных трактовок бункай в некоторых ката.
В старину мастера обычно начинали обучать учеников с ката Найханти. Из воспоминаний мастера Тибана: «Ката Найханти преподавал один из китайцев в Томари.». Однако использовать такой подход в обучении детей, которые еще физически не сформировались, было крайне нежелательно. Кроме того, чтобы детям было легче усваивать технику То-Тэ, требовалось разработать многоступенчатую программу обучения, основанную на принципе «от простого к сложному». По всей видимости, эти вопросы серьезно волновали мастера Итосу и его учеников, которым было поручено преподавание То-Тэ для начинающих учеников. Г-н Хосю Икеда (Hoshu Ikeda – основатель Дзёсинмон-Сёрин-Рю (Joshinmon-Shorin-Ryu), ученик мастера Исаму Тамоцу (Isamu Tamotsu)) в своей книге Каратэ-До-Сюгу (Karate-Do-Shugu, изд. Joshinmon, 1975) писал: «Один из учеников мастера Кенва Мабуни (Kenwa Mabuni, 1889-1952) рассказывал: «Я изучал у одного из слуг моего дома Морихито Матаёси (Morihiro Matayoshi) ката Киба-дати (Kiba-dachi, то есть - Найханти). Оно отличалось от того, которое я позже изучал у мастера Итосу. Однажды, я показал его мастеру Итосу, и он сказал, что это старая версия этого ката, а та форма, которую он нам преподает, была изменена им». Кроме того, мастер Итосу разделил ката Найханти на три части и упростил, поэтому современное ката Найханти представляет из себя форму, которая больше направлена на воспитательные цели, чем на применение в бою.
Сравнив старую версию ката Кусанку с Кусанку Итосу, видно, что сюто, наносимый в старой версии с широким замахом из-за затылка, Итосу заменил на короткий от виска. Сравнив две старых версии ката Пассай - Оядомари-но-Пассай и Мацумура-но-Пассай с Пассай Итосу, видно, что Итосу заменил удар пальцами в горло на удар кулаком, блоки открытой рукой - на блоки с кулаками. Предпочтение цуки мастером Итосу проявилось и в том, что все удары руками, даже круговые, в его ката стали более прямолинейными. Особенно эта разница видна при сравнении с ката Мацумура-но-Пассай.
Возможно, ката Чайн-Нань (Chaing-Nan) мастер Итосу изучал у Гусукума - китайского мастера боевых искусств из Томари. Именно это ката стало основой серии Пинан. Итосу упростил технику Чайн-Нань и разбил его на 5 частей. Кроме того, он дополнил Пинан некоторыми приемами из ката Кусанку, Пассай и Дзион, практиковавшихся тогда в городе Сюри, и переименовал это ката с китайского Чайн-Нань в окинавское – Пи-Нан, поскольку считал, что «Чайн» слишком сложно для произношения.
Было бы ошибочным думать, что мастер Итосу преподавал Пинан в единственной форме. Это же ката, преподаваемое в школе и вне школьных стен, было не идентичным. Исходя из времени и места изучения учеником ката Пинан, форма и содержание его значительно различалась. Кроме того, содержание ката менялось мастером в зависимости от уровня ученика. До преобразования этого ката, техника в нем исполнялась открытыми руками. Учитывая сложность техники открытых рук для учащихся, некоторые движения были заменены на технику закрытых рук. Итосу специально инструктировал мастеров, которые преподавали в школах, о том, чтобы они выбирали техники, подходящие для физического и духовного воспитания.
Это одна из причин разногласий, которые существуют сегодня между различными стилями в способе выполнения и бункай ката Пинан. Понимание Пинан осложнено еще тем, что некоторые его элементы ошибочно интерпретируются, как предназначенные для боя. Изначально Пинан был все же намного сложнее и содержал больше элементов для ведения реального боя.
Из четырех главных современных стилей - Сёто-Кан, Вадо-Рю, Годзю-Рю и Сито-Рю, только Годзю-Рю не практикует Пинан. Причина в том, что ката Пинан не практиковалось в городе Наха.
«Пинан» означает «Мирный разум». Такое название выбрано тщательно и осознанно – это преддверие, вступление на путь мастерства. На практике этих пяти форм, человек должен придти к уровню достаточных знаний и умений, чтобы уметь защищаться в большинстве обычных столкновений. Окинавское название «Пинан» имеет китайское происхождение, но японцам произносить его сложно, поэтому мастер Фунакоши заменил его на японское - «Хейян», но стили Вадо-Рю и Сито-Рю по-прежнему используют прежнее окинавское название - «Пинан».
Ката Пинан – одни из первых ката, которые преподаются ученикам в Сёто-Кан. Это приводит к мнению, что ката Пинан – это исключительно вводные формы, которыми должны заниматься исключительно дети и кохаи (младшие ученики), что приемы, содержащиеся в ката Пинан неэффективны. Однако, это не совсем так, ката Пинан в действительности представляют собой последовательную систему изучения методов боя. Иначе, почему мастер Итосу заставлял изучать Пинан своих старших учеников? Различие в обучении ката Пинан зависит от целей его изучения. Детям его преподавали поверхностно, в целях воспитания и укрепления здоровья (главное – «блок и удар»), тогда как взрослые должны знать полный бункай этих ката, включая удары по жизненно-важным точкам, броски, подсечки, удушения, замковые захваты, хватание за волосы, обманные движения и т.д.
Одна из важнейших целей Каратэ, закончить бой до того, как он превратится в затяжное противостояние. Поэтому, важно понимать и знать общие принципы, а также соответствующие приемы защиты на самых первых этапах развертывания боя. Именно из этой идеи исходил мастер Итосу создавая ката Пинан. «Мирный разум» подразумевает пресечение боя в начальной фазе его развития. Именно для этого разработана серия Пинан. После овладения навыками и методами Пинан, переходят к последующим углубленным и специфическим приемам ведения боя. Ката Пинан, таким образом, являются основой для того, чтобы идти дальше.
Проанализировав ката Пинан, можно выявить их принцип. Пинан 1 содержит элементарные и незамысловатые приемы, свойственные начальной фазе обучения. Пинан 2 имеет уже несколько более сложные приемы, которые включают противодействия захватам. Пинан 3 содержит еще более сложные техники, в нем уже содержатся броски, подсечки, замковые захваты и прочие методы боя, которые могут использоваться, если вы и соперник захватили друг друга. Поэтому, можно сказать, что даже первых три ката Пинан уже содержат достаточно приемов, чтобы уметь создать достаточное сопротивление. Но, если почти все есть, то казалось бы, зачем тогда еще Пинан 4 и 5?
Ката Пинан 4 и 5 являются подсерией в Пинан, предназначенной для более сложных случаев, возникающих в бою. При этом, задачи Пинан 4 и 5 не должны автоматически ассоциироваться с задачами боя, решению которых, посвящены иные ката. Пинан 4 и 5 основываются на методах и понятиях, имеющихся в первых трех формах. В общем и целом, Пинан 4 вводит несколько более развернутые идеи и приемы, включая, как эти приемы могут использоваться в комбинации. Пинан 5 развивает эти идеи еще дальше, что выражается в еще более длинных комбинациях и переходах.
На сегодняшний день, в каждом стиле ката Пинан выполняют по-разному, но при этом общая схема остается неизменной. Различия в исполнении Пинан, являются логическим результатом действий, осознанно осуществленных основателями каждого стиля. Было бы неправильным считать эти различия неверными, так как все это, в конечном счете, через методы проб и ошибок, ведет к тому, что Каратэ продолжает развиваться.
Мастер Итосу, был чрезвычайно талантливым реформатором, его простые, гениальные, и сейчас практически незаменимые в практике ката по достоинству оценены многими поколениями каратэк. Мастер Итосу провел важную реформу Каратэ, сместив его боевой аспект на идею использования этого искусства для физического и духовного воспитания.
Ученики мастера Итосу: Ябу Кенцу (1866-1937), Ханасиро Тёмо (Хинаги) (Chomo Hanashiro (Hinagi), 1869-1945), Кийян Тётоку (Kyan Chotoku, 1870-1945), Тибана Тёсин (1885-1969), Токуда Амбун (Tokuda Ambun, 1886-1945), Осокун Тёдо, Мабуни Кенва (1889-1953), Ябику Моден (Yabiku Moden, 1882-1941).
Два Сихан-Си (Shihan-Shi - преемник) мастера Итосу стали О-Куге (O-Kuge – хранитель секретов школы) – это Гитин Фунакоши и Канкен Тояма, которые кроме того, оба являются учениками мастера Адзато.
24 марта 1867, по случаю приезда на Рюкю очередного и последнего Саппуси (Shappushi - китайский посол) Чжао-Синь (Zhao-Xin), в саду замка Сюри состоялся праздничный прием, на котором были устроены народные танцы, а воины демонстрировали свое умение, среди которых был мастер Сейсё Арагаки, продемонстрировавший ката Сейсан и Кобу-Дзюцу.
В 1879, Япония незаконно аннексировала Окинаву, на которую претендовал Китай.
В 1888, Фунакоши приступил к работе в качестве учителя китайского языка и литературы в начальных классах в школе города Сюри.
В 1889, мастер Хигасионна открыл свое до-дзё в городе Наха. Это было первое до-дзё на Окинаве, в которое мог придти любой желающий.
В 1890, расширению популярности боевых искусств в большой мере способствовал императорский указ об образовании: «Наши императорские предки основали империю навечно и навсегда утвердили в ней добродетель; с тех пор наши подданные, единые в своей преданности и сыновней почтительности, из поколения в поколение проявляли сияющую праведность. Вот в чем таятся сокровенный блеск и слава нашей империи, именно здесь заключены истоки нашего образования. Когда возникнет опасность, наши подданные, с мужеством и отвагой отдадут свои жизни во имя государства, и тем самым обеспечат процветание нашему трону, вечному, как небо и земля». Кен-До, Сумо и Дзю-До стали обязательными предметами в школах на всей территории страны; все мальчики должны были заниматься той или иной дисциплиной, а девочки должны были изучать Нагината. Это было новое официальное признание властями важности воинских дисциплин после реставрации Мейдзи.
В 1892, мастер Сокон Мацумура открыл свой до-дзё в городе Сюри. Из-за преклонного возраста мастера Мацумура большая часть занятий велась мастером Адзато. Мастер Фунакоши был учеником этого до-дзё.
Конфликт из-за раздела сфер влияния в Корее привел к японо-китайской войне 1894-1895 годов. Японцы победили и захватили Тайвань (тогда - Формоза), но западные государства вынудили их вернуть остальные завоеванные территории Китаю. Это заставило японскую армию и флот ускорить перевооружение.
Основание в 1895, Дай-Ниппон-Бутоку-Кай (Всеяпонская ассоциация воинской славы) в городе Киото внесло вклад с дело сохранения боевых искусств Японии. Восстановленный в 1899, близ Хейанского храма в Киото Бутоку-Ден (Зал воинской славы) стал центром и главным до-дзё Ассоциации. Возглавляли Бутоку-Ден известные мастера боевых искусств. Например, Сююити Нагаока (Shuuichi Nagaoka) - мастер Кито-Рю (Kito-Ryu), знаменитой своим воинским духом, был председателем отделения Кен-До, мастер Исогай Хадзимэ (Isogai Hajime 1871-1947, 10 дан Sekiguchi-Ryu) - председателем отделения Дзю-До.